Тула, Тульская область, Россия
Необходимость исследования вызвана влиянием развития современных тенденций креативной экономики (экономики знаний) на систему образования. Целью исследования является развитие теоретических положений инновационного формата образования в условиях информационной и креативной экономики. Исходя из цели определены и решены задачи исследования: проведен анализ сущности и тенденций развития креативной экономики на формирование навыков, которыми должен обладать специалист нового типа; раскрыто влияние технологических трендов на рынок труда с целью использования перспективного ландшафта креативных профессий. В статье систематизируется обзор терминов «креативная экономика» и «креативные индустрии», используемый в профессиональной литературе и в нормативных источниках. Раскрыты исторические аспекты постиндустриального развития экономики в России от массового производства до персонального исходя из предъявляемых требований к человеческим ресурсам. В исследовании использованы методы сравнения, обобщения и критической оценки. Практическое значение темы базируется на международном опыте интеграции с применением Глобального инновационного индекса и индекса инновационных городов. На основе выявления специфики креативной экономики, положений Концепции развития творческих (креативных) индустрий до 2030 года, определены перспективные направления, предъявляемые креативной экономикой к человеческим ресурсам. Полученные результаты сопровождаются элементами научной новизны: интегрированы тенденции развития креативной экономики и системы образования; обоснована теория, позволяющая объяснить переход на инновационный механизм образования в условиях креативной экономики и спрогнозировать дальнейшее развитие образовательной системы с целью активизации и эффективного использования креативного человеческого потенциала для стабилизации и устойчивого развития современной экономики. Результаты исследования могут быть использованы в качестве теоретической базы для дальнейших исследований по этой теме, в практической деятельности предпринимателей и собственников бизнеса, которые работают в сфере креативных индустрий, а также отдельные результаты исследования могут использоваться в учебном процессе вузов при подготовке бакалавров, магистров различных направлений.
человеческий капитал, интеллектуальная собственность, креативная экономика, инновационный индекс, креативная индустрия, цифровизация системы образования
1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». URL: https://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения 12.02.2022).
2. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_11507 (дата обращения 05.03.2022).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 г. № 2613-р. «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202109270012 (дата обращения 24.02.2022).
4. Вахорина М.В. К вопросу цифровизации российской системы высшего образования // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений: материалы V междунар. науч.-практ. интернет-конф., г. Вологда. В 2-х частях. 2020. С. 155–158.
5. Корицкий А.В. Истоки и основные положения теории человеческого капитала // Креативная экономика. 2007. № 5. С. 38–43.
6. Леонтьева Л.С., Рязанова О.Е. и др. Креативная экономика: учебное пособие. М.: ООО «Издательство «КноРус», 2022. 134 с.
7. Марченко Е.В., Зуева А.А. Современные условия развития креативной экономики // Инновационные технологии в управлении: Сборник научных статей. М., 2021. С. 103–107.
8. Новикова С.К. Креативная экономика как драйвер роста: мировой и российский опыт // Новые технологии. 2019. № 2. С. 175–184.
9. Подсорин В.А. Экономика инноваций: учебное пособие. М.: МИИТ, 2012. 123 с.
10. Родыгина Н.Ю., Логина М.В., Мусихин В.И., Шабунин В.В. Креативная экономика: зарубежный опыт развития // Международная экономика. 2020. № 7. С. 10–21.
11. Ткаченко А.А. Креативная экономика и новые глобальные закономерности развития территорий // Евразийский юридический журнал. 2019. № 4 (131). С. 434–436.
12. John Howkins. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas. Penguin Global, 2002. 288 р.
13. Mietzner, D., and M. Kamprath, A Competence Portfolio for Professionals in the Creative Industries. Creativity and Innovation Management. 2013. № 22(3), р. 280–294.
14. Matheson, B. A Culture of Creativity: Design Education and the Creative Industries. Journal of Management Development, 2006. № 25 (1), р. 55–64.
15. Global Innovation Index 2021. URL: globalinnovationindex.org (дата обращения: 03.03.2022).
16. Международная консалтинговая компания МакКинзи. URL: https://www.mckinsey.com/ru/overview (дата обращения 28.02.2022).