СУБЪЕКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ С ОВЗ КАК УСЛОВИЕ АКТИВИЗАЦИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме активизации профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в российских вузах. В качестве основного условия такой активизации авторы рассматривают субъектность как интегративное качество их личности. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого стало выявление особенностей формирования у студентов с ограниченными возможностями здоровья субъектности. В исследовании приняли участие 65 студентов, обучающихся в условиях инклюзивного высшего образования, 30 из которых – это слабослышащие студенты и 35 – студенты без нарушения слуха. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о том, что основной особенностью формирования у слабослышащих студентов субъектности является сочетание повышенной ответственности и осознания своей уникальности с низкой способностью к принятию других, адекватной оценке своих действий и своего поведения, что обусловливает необходимость учитывать данный факт при разработке адаптивных образовательных программ их профессиональной подготовки в вузе.

Ключевые слова:
субъектность, студенты с ограниченными возможностями здоровья, слабослышащие студенты, профессиональная подготовка
Список литературы

1. Азлецкая Е.Н. Оценка компонентов субъектности: диагностический инструментарий [Текст] / Е.Н. Азлецкая / Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Личность и бытие». – Краснодар. – 2010. – С. 8–12

2. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Исследование структуры субъектности в младшем подростковом возрасте с разным уровнем игровой компьютерной зависимости [Текст] / Е.Н. Волкова, А.В. Гришина // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 1. – URL: http://www.doi:10.17759/pse.2015200108

3. Домбровская А.Ю. Типы социальной адаптации людей с ОВЗ (по материалам социологического опроса в городах Орел и Калуга) [Текст] / А.Ю. Домбровская // Локус: Люди, общество, культуры, смыслы. – М. – 2016. – № 2. – С. 5–14

4. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия [Текст] / В.В. Знаков // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 2. – С. 14–27

5. Кульбицкая А.А. Особенности эмоционального интеллекта детей с нарушением слуха [Текст] / А.А. Кульбицкая / Научные стремления. – 2016. – № 20. – С. 135–139

6. Ленглер О.А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы [Текст] / О.А. Ленглер // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 440-442. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5654/

7. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – 1996. – URL: http://p-lib.ru/pedagogika/markova-psihologiya-professionalizma/index.html.

8. Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования [Текст] / А.С. Огнев, Э.В. Лихачева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11. – № 2. – С. 51–67

9. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности [Текст] / А.К. Осницкий. // Вопросы психологии. – 1996. – № 1. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1996/961/961005.htm.

10. Селиванов В.В. Онтогенетические стадии развития субъекта и проявление виктимности [Текст] / В.В. Селиванов // Психология когнитивных процессов. – 2018. – №7. – С. 136–145

11. Татенко В.А. Проблемы субъекта в современной психологии [Текст] / В.А. Татенко / Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна / под ред. К.А. Абульхановой, С. В. Тихомировой. – М., 2011. – С. 371-387

12. Цыганкова М.Н. Субъектность как фактор личностного и профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в юношеском возрасте [Текст] / М.Н. Цыганкова // Человеческий капитал. – 2015. - № 5. - С. 33-37

13. Шмелева С.В. Индивидуально-личностные факторы профессиональной подготовки лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья как конкурентоспособных специалистов по адаптивной физической культуре [Текст] / С.В. Шмелева, Н.В. Логачев, Т.И. Бонкало // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. - 2019. - Т. 8. - № 1. - С. 81-87.

14. Mikhailova I.V., Shmeleva S.V., Karpov V.Yu. et al. Correction of motor disturbances in children with cerebral paralysis and moderate mental retardation // Bali Medical Journal. 2019. Т. 8. № 2. С. 379-383.

15. Strelkov V.I. et al. Psychological barriers in college teacher's career "helping professions" / V.I. Strelkov et al. // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences (ISSN 0975-8585-India-Scopus) 2016. – Т.7 № 1. P. 1938-1945.

Войти или Создать
* Забыли пароль?