сотрудник с 01.01.2021 по настоящее время
сотрудник с 01.01.1988 по 01.01.2020
Красноярск, Красноярский край, Россия
В эпоху цифровизации реального мира происходит формирование новых навыков потребителей и кардинальное изменение их покупательских привычек, потребностей и образа жизни. В связи с этим в данной статье представлен анализ предпосылок цифровой трансформации в рыночной экономике и ее влияния на формирование потребительского поведения. Исследованы и выделены этапы формирования поведения потребителя, которые в последующем можно разложить на экономические процессы с целью моделирования и прогнозирования.
потребительское поведение, ординалистский и кардиналистский подход, теория поведения потребителя, теория выявленных предпочтений, этапы формирования поведения потребителя, цифровизация
1. Холбрук, М. Эмпирические аспекты потребления : фантазии, чувства и удовольствие потребителя. Классика маркетинга [Текст] / М. Холбрук, Э. Хиршман. – СПб. : Питер, 2001. – 752 с.
2. Шумпетер, Й. А. История экономического анализа [Текст] / Й. А. Шумпетер. – СПб. : Экономическая школа, 2004. – 494 с.
3. Подход к моделированию влияния институтов на совокупный спрос [Текст] / О. С. Демченко, Ю. Ю. Суслова, С. К. Демченко [и др.] // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2021. – № 53. – С. 279–293.
4. Нюренбергер, Л. Б. Онлайн-предпринимательство в сфере потребительских товаров и услуг: практический опыт, тренды [Текст] / Л. Б. Нюренбергер, И. Ю. Севрюков, С. П. Киселев // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2019. – № 6(79). – С. 398–408.
5. Портер, М. Конкуренция [Текст] / М. Портер. – М.: Вильямс, 2020. – 495 с.
6. Баринова, Н. В. Трансформация потребительского поведения: история и современность [Текст] / Н. В. Баринова // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. – 2018. – № 3(99). – С. 140–146.
7. Энджел, Д. Ф. Поведение потребителей [Текст] / Д. Ф. Энджел, Р. Д. Блекуел, П. У. Миниард. – СПб. : Питер Ком, 2009. – 759 с.
8. Теория потребительского поведения и спроса [Текст] / под ред. В. М. Гальперина. – СПб. : Экономическая школа, 2000. – 380 с.
9. Чумаков, А. А. Мотивационные изменения потребительского поведения [Текст] / А. А. Чумаков, Н. А. Карташова // Социально-экономические и гуманитарные науки: сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 28 октября 2020 года. – Спб. : ГНИИ «Нацразвитие», 2020. – С. 83–85.
10. Шеве, Г. От Индустрии 3.0 к Индустрии 4.0: основные понятия, измерения и компоненты Индустрии 4.0 [Текст] / Г. Шеве, С. Хюзиг, Г. И. Гумерова, Э. Ш. Шаймиева // Инвестиции в России. – 2019. – № 9(296). – С. 32–40.
11. Цифровые технологии в российской экономике [Текст] / К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг, В. В. Дементьев [и др.]; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 116 с.
12. Медведева, О. С. Способы воздействия на потребительское поведение [Текст] / О. С. Медведева // Инновационная экономика и современный менеджмент. – 2020. – № 2(28). – С. 16–21.
13. Нечаева, А. В. Модель потребительского поведения [Текст] /А. В. Нечаева // Молодой ученый. – 2021. –№ 6(348). – С. 394–396.
14. Иванов, В. В. Цифровая экономика: мифы, реальность, возможности [Текст] / В. В. Иванов, Г. Г. Малинецкий. – М.: РАН, 2017. – 64 с.
15. Марченкова, Л. М. Потребительский рынок товаров и услуг и его роль в современных условиях [Текст] / Л. М. Марченкова // Экономическая среда. – 2020. –№ 3(33). – С. 4–9.
16. Автономов, В. Модель человека в экономической науке [Текст] / В. Автономов. – СПб. : Экономическая школа, 1998. – С.183–184.
17. Автономов, В. С. Человек в зеркале экономической теории [Текст] / В. С. Автономов. – М. : Наука, 1993. – 176 с.
18. Цифровая трансформация и ее влияние на потребителей [Электронный ресурс] / Е. И. Толстихина, С. К. Демченко, В. Г. Подопригора, Ю. Л. Александров // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsifrovaya-transformatsiya-i-ee-vliyanie-na-potrebiteley.
19. Полякова, Н. В. Экономическое поведение [Текст] / Н. В. Полякова. – Иркутск : Изд- во ИГЭА, 2019. – 235 с.
20. Попова, С. М. К вопросу о понятии цифровой трансформации науки [Текст] / С. М. Попова // Тренды и управление. – 2019. – № 4. – С. 1-16. DOI: 10.7256/2454-0730.2019.4.31941
21. Теория потребительского поведения и спроса [Текст] /под ред. В. М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 2000. – 380 с.
22. Трухина, О. А. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, проблемы развития [Текст] / О. А. Трухина, И. В. Смирнова // Инновационное развитие экономики. – 2018. – № 4(46). – С. 117–124.
23. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: доклад к XX Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апреля 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг [и др.]; научный редактор Л. М. Гохберг. – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 82 с.
24. Дементьева, И. Н. Теоретико-методологические подходы к изучению потребительского поведения [Текст] / И. Н. Дементьева // Проблемы развития территории. – 2018. – № 1(93). – C. 122–132.
25. Некрасов, М. В. Анализ факторов, влияющих на покупательское поведение потребителей [Текст] / М. В. Некрасов // Актуальные вопросы экономических наук. – 2013. – № 32. – С. 84–90.
26. Дегтярев, Д. С. Оценка уровня влияния факторов потребительского поведения на рынке [Текст] / Д. С. Дегтярев // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. –2020. –№ 9. – С. 154–158.