Кемерово, Россия
Анализируются проблемы и риски, связанные с цифровизацией высшего образования. В качестве основного средства противодействия им рассматривается медиаобразование, цель – формирование медиакомпетентности студентов вузов. Обосновывается целесообразность и перспективность развития медиакомпетентности во внеучебной деятельности студентов. Целью эмпирического исследования являлась оценка эффективности системы формирования медиакомпетентности во внеучебной деятельности, реализуемой в Кемеровском государственном университете, основанной на предоставлении возможности работы с медиаресурсами вуза, развития навыков и умений создания собственного медиаконтента. Уровень медиакомпетентности в экспериментальной и контрольной группах анализировался с использованием методики «Оценка суггестивности», тест-опросника оценки социально-коммуникативной компетентности, а также авторской анкеты «Приоритеты медиапотребления студенческой молодежи». В исследовании приняли участие 70 студентов Кемеровского государственного университета различных направлений обучения. Полученные результаты свидетельствуют, что медиакомпетентность студентов экспериментальной группы находится на значительно более высоком уровне развития, чем у студентов контрольной группы. Это подтверждает принципиальную возможность и достаточно высокую результативность формирования медиакомпетентности при использовании внеучебных форм медиаобразования. На основании результатов исследования обосновывается необходимость и возможное содержание специальной образовательной программы, направленной на формирование у студентов основ медиазнаний.
цифровизация, образовательная среда, студенты, виртуальная коммуникация, медиаобразование, медиакомпетентность
1. Ившина Д. С. Формирование медиакомпетентности подростков на занятиях в студии журналистики. Студенческий научный форум: материалы V Международной студенческой научной конференции. М.: РАЕ, 2013.
2. Постюшков А. В. Проблемы развития образования в условиях цифровой экономики. М.: Международная академия образования, 2021. 169 с.
3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС, 1999. 384 с.
4. Серый А. В., Яницкий М. С. Смысловые аспекты переживания кризиса социальной идентичности при вынужденной смене жизненной ситуации. Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 43.
5. Скорова Л. В., Кыштымова И. М. Педагогическая медиапсихология: методологическое обоснование интеграционной модели. Science for Education Today. 2020. Т. 10. № 5. С. 120–140.
6. Томюк О. Н., Дьячкова М. А., Кириллова Н. Б., Дудчик А. Ю. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся. Перспективы науки и образования. 2019. № 6. С. 422–434.
7. Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 30. С. 185.
8. Федоров А. В. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика. М.: Информация для всех, 2005. 1400 с.
9. Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критиче¬ского мышления студентов педагогического вуза. М.: Информация для всех, 2007. 616 с.
10. Яницкий М. С. Психологические аспекты цифрового образования. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2. С. 38–44.
11. Яницкий М. С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе. Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово: Кузассвузиздат, 1998. С. 58–67.