Тайбэй, Китайская Народная Республика
В статье на базе теории языковой личности Ю. Н. Караулова осуществляется лингводидактическое моделирование учебной коммуникативной ситуации онлайн-переписки, предполагающее ответы на ключевые вопросы лингводидактики: КОГО учить? (объект обучения), ЧЕМУ учить? (предмет обучения) и КАК учить? (методология и технология обучения). Обращение к категории (вторичной) языковой личности и ее интерпретация в лингводидактическом аспекте позволили определить расстановку сил (преподаватель – студент) в изменившихся условиях учебной коммуникации и констатировать перенос центра тяжести на студента-иностранца. Такая трансформация вызывает активизацию, синергию его учебно-познавательной деятельности. Задача преподавателя – регулирование этой деятельности, целенаправленная организация учебного материала, актуализирующегося в ходе реализации основных стратегий онлайн-переписки: содержательно-информативной, эмоционально-оценочной, этикетной, стилеобразующей. Отправной точкой для формирования новых принципов организации учебного материала послужили положения теории языковой личности о ее (языковой личности) структурной организации. Выделяемые в ней три уровня: вербально-семантический, когнитивный и мотивационно-прагматический – определили соответствующие направления комплексного анализа языкового материала. Дальнейшее формирование методологической базы осуществляется с привлечением продуктивных лингвистических и лингводидактических теорий и идей, органично вписывающихся в контекст концепции языковой личности: натурального подхода (С. Крашен), лексического подхода (М. Льюис), теории коллокаций, теории языковой способности (Н. Хомский), теории лексико-семантического поля, теории пропозиции, деривационной теории (Л. Н. Мурзин). Общую картину дополняет указание современного лингводидактического инструментария: методики адаптированного чтения И. Франка, «облака слов», ментальных карт, технологии (обратного) машинного перевода Н. Д. Голева.
лингводидактика, (вторичная) языковая личность, структура языковой личности, стратегии онлайн-переписки, естественное усвоение языка, речепорождающая модель в лингводидактическом аспекте
1. Golev N. D. Electronic correspondence as a strategy and tactics of teaching foreign languages (linguadidactic project). Language and Culture, 2015, (2): 105–116. (In Russ.)
2. Zvegintsev V. A. Introduction to: N. Chomsky. Aspects of the syntax theory. Moscow, 1972, 5–7. (In Russ.)
3. Karaulov Yu. N. Russian language personality and its studies. Language and Personality, 1989, 3–8. (In Russ.)
4. Karaulov Yu. N. The Russian language and linguistic personality. Moscow: Nauka, 2010, 264. (In Russ.)
5. Murzin L. N. Fundamentals of Derivatology. Perm, 1984, 56. (In Russ.)
6. Potemkina E. V. Methods of secondary linguistic personality formation. Bulletin of Leningrad State University, 2013, (2): 215–224. (In Russ.)
7. Chomsky N. Aspects of the syntax theory. M., 1972, 129. (In Russ.)