ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель работы состояла в оценке тенденций формирования человеческого капитала России системой образования. Тенденции отдачи от образование в современной России оценены путём построения эконометрических моделей премии за образование. Использовались данные Российского мониторинга здоровья и экономического положения населения (РМЭЗ ВШЭ) и данные Обследования заработной платы по профессиям (ОЗПП) Росстата. Полученные характеристики моделей показали, что основной тенденцией изменений является снижение уровня отдачи от высшего, среднего профессионального и среднего (полного) образования. Выполнено прогнозирование с использованием характеристик полученных моделей. Установлено, что среднее профессиональное и среднее (общее) образование перестанут приносить какую-либо отдачу, престанут формировать человеческий капитал современной России в 2022-2024, высшее образование перестанет приносить какую-либо отдачу, престанет формировать человеческий ка-питал современной России в 2040-2050 годах. Проблема утраты системой образования функции формирования человеческого капитала обусловлена проблемами управления образованием.

Ключевые слова:
человеческий капитал, уровни образования, премия за образование, прогнозы, эконометрические модели
Список литературы

1. Насколько богата Россия? Комплексная оценка богатства России с 2000 по 2017 годы. Всемирный банк. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/publication/how-wealthy-is-russia

2. Bailey D., Schotta C. Private and social rates of return to education of academicians // American Economic Review. 1972. Vol.62. No.1/2. pp. 19–31.

3. Becker Gary S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. 3 rd. Edition. University Of Chicago Press, 1994. 244 pp.

4. Schultz T. Capital formation by education // Journal of Political Economy. 1960, 68 (6), 571–583.

5. Schultz T. W. Investment in human capital // American Economic Review. 1961. Vol.51. No.1. pp. 1–17.

6. Gillis D. Public education as a high-yield investment: the theory of human capital in the discourse of European politics // Pedagogical Journal. 2011. 2 (2), 224-245.

7. Gillis D. Human Capital Theory in Education. In: Peters M. (ed.) Encyclopedia of Pedagogical Philosophy and Theory. Springer, Singapore. 2015. URL: https://doi.org/10.1007/978-981-287-532-7_254-1

8. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Постиндустриальные уклады в экономике России. М.: ИНФРА-М, 2017. 159 с.

9. North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cam-bridge University Press, 1990.

10. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Развитие в России экономики неравенства // Журнал экономической теории. 2011. № 4. С. 198-202.

11. Капелюшников Р.И. Отдача от образования в России: ниже некуда? Препринт WP3/2021/03/ Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 52 с.

12. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-education-expenditure

13. Tennent K.D. The Age of Strategy: From Drucker and Design to Planning and Por-ter. In: Bowden B., Muldoon J., Gould A., McMurray A. (eds) The Palgrave Hand-book of Management History. Palgrave Macmillan, Cham. 2020. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-62348-1_36-1

14. Peters T. Re-Imagine! Business Excellence in a Disruptive Age. Published March, 2006. 352 p.

15. Seddon J. Freedom from Command & Control. Rethinking Management for Lean Service. New York: Productivity Press, 2005. 232 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?