сотрудник
Тула, Тульская область, Россия
Тула, Тульская область, Россия
Цель работы состояла в оценке тенденций формирования человеческого капитала России системой образования. Тенденции отдачи от образование в современной России оценены путём построения эконометрических моделей премии за образование. Использовались данные Российского мониторинга здоровья и экономического положения населения (РМЭЗ ВШЭ) и данные Обследования заработной платы по профессиям (ОЗПП) Росстата. Полученные характеристики моделей показали, что основной тенденцией изменений является снижение уровня отдачи от высшего, среднего профессионального и среднего (полного) образования. Выполнено прогнозирование с использованием характеристик полученных моделей. Установлено, что среднее профессиональное и среднее (общее) образование перестанут приносить какую-либо отдачу, престанут формировать человеческий капитал современной России в 2022-2024, высшее образование перестанет приносить какую-либо отдачу, престанет формировать человеческий ка-питал современной России в 2040-2050 годах. Проблема утраты системой образования функции формирования человеческого капитала обусловлена проблемами управления образованием.
человеческий капитал, уровни образования, премия за образование, прогнозы, эконометрические модели
1. Насколько богата Россия? Комплексная оценка богатства России с 2000 по 2017 годы. Всемирный банк. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/publication/how-wealthy-is-russia
2. Bailey D., Schotta C. Private and social rates of return to education of academicians // American Economic Review. 1972. Vol.62. No.1/2. pp. 19–31.
3. Becker Gary S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. 3 rd. Edition. University Of Chicago Press, 1994. 244 pp.
4. Schultz T. Capital formation by education // Journal of Political Economy. 1960, 68 (6), 571–583.
5. Schultz T. W. Investment in human capital // American Economic Review. 1961. Vol.51. No.1. pp. 1–17.
6. Gillis D. Public education as a high-yield investment: the theory of human capital in the discourse of European politics // Pedagogical Journal. 2011. 2 (2), 224-245.
7. Gillis D. Human Capital Theory in Education. In: Peters M. (ed.) Encyclopedia of Pedagogical Philosophy and Theory. Springer, Singapore. 2015. URL: https://doi.org/10.1007/978-981-287-532-7_254-1
8. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Постиндустриальные уклады в экономике России. М.: ИНФРА-М, 2017. 159 с.
9. North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cam-bridge University Press, 1990.
10. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Развитие в России экономики неравенства // Журнал экономической теории. 2011. № 4. С. 198-202.
11. Капелюшников Р.И. Отдача от образования в России: ниже некуда? Препринт WP3/2021/03/ Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 52 с.
12. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/ratings/global-education-expenditure
13. Tennent K.D. The Age of Strategy: From Drucker and Design to Planning and Por-ter. In: Bowden B., Muldoon J., Gould A., McMurray A. (eds) The Palgrave Hand-book of Management History. Palgrave Macmillan, Cham. 2020. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-62348-1_36-1
14. Peters T. Re-Imagine! Business Excellence in a Disruptive Age. Published March, 2006. 352 p.
15. Seddon J. Freedom from Command & Control. Rethinking Management for Lean Service. New York: Productivity Press, 2005. 232 p.