ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена выявлению особенностей профессиональной деятельности учителя в контексте цифровой трансформации образования. Актуализирована проблема необходимости изменений в реализации учителем традиционной педагогической деятельности по обучению и воспитанию школьников. Цель – конкретизация и обоснование обновленной совокупности профессиональных функций учителя, сформированных под влиянием и в условиях цифровизации образования. В результате теоретического анализа выявлены новые функциональные особенности профессиональной деятельности учителя, заключающиеся в необходимости владения следующими педагогическими техно­логиями: управление учебной мотивацией обучающихся (педагогический коучинг), конструирование собственной обучающей программы (педагогический дизайн), создание сценария учебного занятия (педагогическая режиссура), сопровождение и оказание педагогической помощи (персональный тьюторинг), поддержка интереса и позитивной включенности обучающихся (педагогическая анимация). Выводы по исследованию позволили установить логическую связь новых видов деятельности и связанных с ними профессиональных функций в деятельности учителя с ключевыми принципами цифрового образования. Выполненная аналитическая работа представляет собой предложение и возможность обсуждения новых перспективных направлений в профессиональной подготовке учителей, одним из которых может стать теория и методика обучения и воспитания в условиях полномасштабной цифровой трансформации образования.

Ключевые слова:
цифровая трансформация образования, образовательная деятельность, педагогические функции, профессиональные роли учителя, гуманизация образования, педагогическое взаимодействие, цифровая компетентность педагога, неформальное образование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Даутова О. Б., Игнатьева Е. Ю., Шилова О. Н. Массовый формат смешанного обучения как движение к цифровой трансформации образования. Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 3. http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2020.6045

2. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм. Новосибирск: НГПУ, 2011. 188 с.

3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2004. 208 с

4. Кузьмина Н. В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: ГГУ, 1976. 57 с.

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.

6. Биленко П. Н., Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Кондаков А. М., Сергеев И. С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019. 98 с.

7. Везиров Т. Г. Повышение квалификации педагогов в условиях цифровизации образования. Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4А. С. 414–423. https://doi.org/10.34670/AR.2019.44.4.006

8. Гребенюк Т. Б. Подготовка будущего педагога к цифровизации образования как педагогическая проблема. Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2020. № 2. С. 20–27.

9. Дьякова Е. А., Сечкарева Г. Г. Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения. Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С. 24–35.

10. Сергеева И. В. Цифровой педагог в онлайн-образовании. Научные труды Института Непрерывного Профессио­нального Образования. 2016. № 6. С. 117–122.

11. Шульга И. И. Педагогическая культура: ценностно-смысловой контекст цифровой трансформации образования. Вестник педагогических инноваций. 2022. № 1. С. 5–12. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2201.01

12. Воронина Д. В. Педагогический дизайн в современной России: проблемы и пути развития. Педагогический журнал. 2016. № 3. С. 61–68.

13. Востокова С. Н. Педагогический дизайн как эффективная технология онлайн-образования. Наука, образование, инновации: актуальные вызовы XXI века: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 12 августа 2021 г.) Белгород: АПНИ, 2021. С. 116–120.

14. Задорина О. С. Сущность и принципы педагогической режиссуры. Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2010. № 7. С. 46–55.

15. Шульга И. И. Педагогическая анимация. М.: Юрайт, 2019. 150 с.

16. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 с.

17. Колосова Е. Б. Применение приемов театральной и игровой педагогики в контексте тьюторского анализа учебного занятия. Опыт подготовки тьюторов для образовательных учреждений г. Москвы. М.: Карпов Е. В., 2015. С. 36–43.

18. Рыбалкина Н. В. Размышления о тьюторстве. М.: Ресурс, 2016. 188 с.

19. Kwiek M. Academic entrepreneurialism and changing governance in universities. Evidence from empirical studies. Multi-level governance in universities, eds. Frost J., Hattke F., Reihlen M. Cham: Springer, 2016, vol. 47: Higher education dynamics, 49–74. https://doi.org/10.1007/978-3-319-32678-8_3

20. Littlecott H. J., Moore G. F., Murphy S. M. Student health and well-being in secondary schools: the role of school support staff alongside teaching staff. Pastoral Care in Education, 2018, 36(4): 297–312. http://dx.doi.org/10.1080/02643944.2018.1528624

21. MacDonald F. J., Bottrell D, Johnson B. Socially transformative wellbeing practices in flexible learning environments: invoking an education of hope. Health Education Journal, 2019, 78(4): 377–387. http://dx.doi.org/10.1177/0017896918777005

22. McGill C. M., Ali M., Barton D. Skills and competencies for effective academic advising and personal tutoring. Front. Educ., 2020, 5. https://doi.org/10.3389/feduc.2020.00135

23. Rospigliosi P. A. Digital transformation of education: can an online university function fully? Interactive Learning Environments, 2020, 28(8): 945–947. http://dx.doi.org/10.1080/10494820.2020.1843240

24. Schulenberg J. K., Lindhorst M. J. Advising is advising: toward defining the practice and scholarship of academic advising. NACADA Journal, 2008, 28(1): 43–53. http://dx.doi.org/10.12930/0271-9517-28.1.43

25. Yale A. T. The personal tutor – student relationship: student expectations and experiences of personal tutoring in higher education. Journal of Further and Higher Education, 2019, 43(4): 533–544. http://dx.doi.org/10.1080/0309877x.2017.1377164

26. Шульга И. И., Сергеева О. Н. Университетский кампус: новые возможности для организации самостоятельной работы студентов в цифровую эпоху. Вестник педагогических инноваций. 2022. № 1. С. 49–59.

27. Шульга И. И. Педагогическая анимация: детский досуг и неформальное образование. Новосибирск: НГПУ, 2018. 158 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?