Орел, Орловская область, Россия
В аспекте коммуникативной мотивационной модели в статье исследуется символическая структура одного из наиболее ярких произведений гражданской лирики шестидесятых годов прошлого века. Анализируются тематическая сетка стихотворения, устанавливается связь семантики, синтактики и прагматики текста. Осуществляемые в статье подходы заключают в себе возможности для использования в области теории и практики рекламы, интегрированных маркетинговых коммуникаций и политического брендинга, разработка которого в современных условиях предполагает поиск «мягкого оружия» — слов, смыслов, образов, архетипов, способствующих созданию мифов, воздействующих на массовое сознание. Результаты, полученные в ходе исследования, помогут нахождению и реализации механизмов, которые переводят индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия.
мотивационная модель, композиция, интонационно-мелодическая и метрическая организация, дистанционный семантический повтор, семантика, синтактика, прагматика, эхо-фразы, политический брендинг, рекламный маркетинг, социальные коммуникации.
Шестидесятые годы прошлого века были временем всплеска гражданской активности отечественной интеллигенции. Популярность приобретает литература острого обличительного звучания. Видную роль в социальной коммуникации данного времени начинают играть литераторы, прошедшие через испытания ГУЛАГа: Александр Солженицын, Варлам Шаламов, Андрей Алдан-Семенов, Борис Дьяков, Анатолий Жигулин, Анна Никольская и др. Одной из самых ярких фигур в этом ряду выступает поэт Борис Алексеевич Чичибабин. Начало его творческой биографии было сопряжено с драматическими событиями. В 1946 г., когда он учился на первом курсе филологического факультета, поэта арестовывают, судят и приговаривают к пяти годам лагерей «за антисоветскую агитацию». Борис Чичибабин был автором острых скоморошьих куплетов, сопровождавшихся рефреном «Мать моя посадница». В этих куплетах присутствовали, в частности, строки:
Пропечи стрaну дотлa,
Песня-поножовщинa,
Чтоб нa землю не пришлa
Новaя ежовщинa!
Тюремные песни Чичибабина «Махорка» и «Красные помидоры» пели по всей стране. Надо сказать, что Борис Чичибабин, в отличие от многих других поэтов-шестидесятников, хорошо учитывал не только особенности современного ему коммуникативного пространства, но и специфику русского культурноисторического дискурса:
Кончусь, остaнусь жив ли, –
чем зaрaстет провaл?
В Игоревом Путивле
выгорелa трaвa.
(«Крaсные помидоры»)
1. Багаева Т.Б. Социализация – основной вектор развития маркетинговых коммуникаций // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2010. № 2. С. 148–158.
2. Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996.
3. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000.
4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1955.
5. Запорожец М.Н. Рекламный текст: функционально-стилевой статус, особенности, структура, виды анализа // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 3. С. 99–105.
6. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. М., 1993.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1960.
8. Орлова Е.В. Особенности моделирования концептосферы мотивации в дискурсивном пространстве рекламы // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2010. № 2. С. 128–137.
9. Реклама: язык, речь, общение: Учеб. пособие / Под ред. О.Я. Гойхмана, В.М. Лейчика. М., 2011.
10. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. М., 1978.
11. Федотова Л.Н. Рекламное сообщение: стадии восприятия и влияние на принятие решения // Медиаскоп. 2008. № 1. С. 5.
12. Фролов Д.П. Вульгаризация теории маркетинга и пути ее преодоления // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2010. Т. 3. № 2. С. 130–138.
13. Чичибабин Б.А. Колокол. Стихи. М., 1991.