Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей экономики и играет важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития большого числа стран и регионов. Туризм на международном уровне признан наиболее перспективной сферой деятельности, имеющей важное значение не только в плане экономического роста, валютных поступлений и увеличения занятости, но и для экологического, культурного и социального сознания, укрепления мира и признания международного сотрудничества. Туристская деятельность в развитых странах является важным источником доходов государства. Помимо явной прибыльности туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. В статье проведен анализ международного рынка туризма за период с 1990 по 2013 гг., доходов международного туризма и международных туристических расходов на основании данных Всемирной туристской организации. Исследования проводились как в целом по рынку, так и в разрезе стран с развитой экономикой и стран с развивающейся экономикой, по регионам, а также основным туристическим направлениям. Представлены результаты анализа мирового туристического рынка по международным туристским прибытиям и доходам от международного туризма по регионам. Определено место России в международных туристских прибытиях, доходах от международного туризма и расходах международного туризма. Определена динамика доходов от международного туризма и международные туристические расходы Российской Федерации. Авторы делают акцент на том, что международные туристические расходы Российской Федерации значительно опережают ее доходы.
международные туристские прибытия, доходы от международного туризма, международные туристические расходы
1. Каурова, О.В., Малолетко, А.Н., Карманова, Т.Е. Статистика туризма: учебник. – М.: КноРус, 2010. – 240 с.
2. Отчеты Всемирной туристской организации [Электронный ресурс]: URL: //http://tourlib.net/wto.htm (дата обращения: 22.11.2014).
3. Поворина, Е.В. Концепция доступности услуг: теоретические и практические аспекты // Сервис в России и за рубежом. – 2010. – № 3(18). [Электронный ресурс]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number18/contents (дата обращения: 12.11.2014).
4. Силаева, А.А., Чхиквадзе, Н.А. Маркетинг как инструмент управления конкурентоспособностью на туристическом рынке // Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М., 2010. – С. 277-284.
5. Суслова, И.А. Основные направления использования системы государственно-частного партнерства в развитии регионального туризма: научные труды Вольного экономического общества России. – М., 2012. – Т. 166. – С. 249–251.