Россия
В статье анализируется деятельность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и усилия Китая и России по продвижению идеи формирования Большой Евразии как незападного международного сообщества с целью реализации своих геостратегических, внешнеполитических и экономических интересов. На основе теории институционального баланса раскрывается значение ШОС за последние 20 лет, расширение членского состава и географического охвата, а также некоторые проблемы, с которыми она столкнулась при консолидации и реализации своего потенциала. Хотя у Пекина и Москвы много общих интересов в регионе, их приоритеты и подходы могут не всегда совпадать Автор приходит к выводу, что наиболее важная трансформация ШОС как региональной организации заключается в ее полезности в эксклюзивной стратегии институционального балансирования для КНР и России, чтобы предотвратить широкое влияние США в Центральной Азии, укрепить доверия между государствами-членами и превратить ШОС в региональное сообщество безопасности для защиты интересов стран-членов.
региональная безопасность, институциональное балансирование, сотрудничество международные отношения, ШОС, Россия, КНР, США
1. Хакимов Б. М. ШОС и проблемы евразийской безопасности // Международная жизнь. – 2021. – № 2. – С. 144-145.
2. ШОС. Душанбинская Декларация двадцатилетия ШОС. Душанбе, 17 сентября 2021 года.
3. Малышев Д. В. Шанхайская организация сотрудничества и ее роль в системе современных международных отношений (к 20-летию создания ШОС) // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2021. – Т. 13. – № 4. – С. 81-104.
4. Eftekhari F. Why Iran is so Keen on Joining the SCO? The Diplomat. September 7. 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://thediplomat.com/2021/09/why-is-iran-so-keen-on-joining-the-sco/ (дата обращения 15.08.2022).
5. ASEAN and Regional Order: Revisiting Security Community in Southeast Asia. Routledge, 2021.
6. Alesina A., Rosenthal H. A Theory of Institutional Balancing // In Partisan Politics, Divided Government, and the Economy (Political) Economy of Institutions and Decisions. – Cambridge University Press, 1995. – pp. 43-82.
7. After hegemony: Cooperation and Discord in the World Political Economy. Princeton University Press. 2005.
8. Brooks S. G., Wohlforth W. C. America Abroad: Why the sole superpower should not pull back from the world. Oxford University Press, 2016.
9. Caffarena A. Diversity Management in World Politics. Reformist China and the Future of the (liberal) order // The International Spectator. – 2017. – V. 52. – № 3. – pр. 1-17.
10. Breslin S. The Normative Basis of Global Governance // Fudan Journal of the Humanities and Social Sciences. – 2020. – V. 13. – № 1. – pp. 1-5.
11. Müller H. The Nuclear Non-proliferation Teaty in Jeopardy? Internal Divisions and the Impact of World politics // The International Spectator. – 2017. –V. 52. – № 1. – pp. 12-27.
12. Kirton J., Wang A. X. China’s Complex Leadership in G20 and Global Governance: From Hangzhou 2016 to Kunming 2021 // Chinese Political Science Review. – 2022. – pp. 1-50.
13. Feng H., He K. China’s Institutional Challenges to the International Order // Strategic Studies Quarterly. – 2017. – V. 11. – № 4. – pp. 23-49.
14. ШОС. Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. г. Астана, 5 июля 2005 г.
15. Lo Bobo. A Wary Embrace: What the China-Russia Relationship Means for the World. A Lowy Institute Paper. – Sydney: Penguin Australia, 2017.
16. Лукин А.В. Россия и Китай в Большой Евразии // Полис. Политические исследования. – 2020. – № 5. – С. 46-59.
17. Китай построит спецбазу для МВД Таджикистана на границе с Афганистаном // РИА Новости, 28.10.2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20211028/tadzhikistan-1756684202.html (дата обращения 10.08.2022).
18. Хлопов О.А. Проблемы безопасности и интересы России и Китая в регионе Персидского залива // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2021. – № 3(35). – С. 25-32. – DOI 10.37468/2307-1400-2021-3-25-32. – EDN IEYYHV.
19. Seiwert E. The Shanghai Cooperation Organization Will Not Fill Any Vacuum in Afghanistan. Central Asian Papers. Philadelphia, PA: Foreign Policy Research Institute, September, 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fpri.org/article/2021/09/the-shanghai-cooperation-organization-will-not-fill-any-vacuum-in-afghanistan/ (дата обращения 11.08.2022).
20. Silk Road Briefing. Shanghai Cooperation Organization Not Recognizing Taliban Government But Will Have Dialogue. September 24. 2021. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.silkroadbriefing.com/news/2021/09/24/shanghai-cooperation-organization-not-recognizing-taliban-government-but-will-have-dialogue/. ( дата обращения 11.08.2022).
21. Singh S., Singh B. Re-imagining the SCO’s Geopolitical Expansion: Would It Be a Next SAARC? // International Studies. – 2021. – V. 58. – № 4. – pp. 491-512.
22. Manyin M.E. Pivot to the Pacific? The Obama Administration's" Rebalancing" Toward Asia. – Library of Congress Washington DC Congressional Research Service, 2012.
23. Алимов Р.К. Шанхайская организация сотрудничества: становление, развитие, перспективы. – М.: Весь мир, 2017.