Цель: Рассматриваются вопросы повышения эффективности наземного обслуживания пассажиров в авиационно-транспортных логистических узлах. Процессы наземного обслуживания прогнозируемы с точки зрения теории транспортных систем и нормируются применением инструментов теории расписания. Действия или бездействие в процессах обслуживания пассажира как участника процесса вносит в транспортную систему элемент случайности. Управление инициативой пассажира не влияет на прогнозируемость времени окончания операции наземного обслуживания. В статье предложены описание процессов производственной деятельности логистического узла, а также роль поведения пассажира в наземном обслуживании. Представлены направления исследования когнитивной модели поведения пассажира в рамках структурно-поточной схемы аэровокзала. В работе предлагается система предиктивной аналитики в виде телематики, собирающей данные о фактическом поведении пассажиров в функциональных зонах аэропорта. В качестве предложения по повышению эффективности работы узла предлагается внедрять модели поведения пассажиров для прогнозирования времени завершения процессов наземного обслуживания пассажиров и за счет алгоритмов оценки данных, что является продолжением работы. Методы: Общая теория систем, теория когнитивных транспортных систем. Результаты: Разработана архитектура системы сбора данных с датчиков контроля поведения пассажира в аэровокзале по процессу наземного обслуживания в авиационно-транспортном логистическом узле; приведена структурно-логическая схема сценария возникновения негативного с точки зрения регулярности события. Практическая значимость: Оптимизация процессов наземного обслуживания пассажиров авиационного транспортного логистического узла.
Авиационно-транспортный логистический узел, система, авиапассажир, когнитивная модель, процесс наземного обслуживания пассажира, структурно-поточные схемы регистрации, выход на посадку, архитектура системы сбора данных по процессам обслуживания пассажира
1. Малышев Н. В. Роль оператора аэропорта в создании и распределении добавленной стоимости аэропортового обслуживания потоков пассажиров / Н. В. Малышев, О. В. Бородина, Г. И. Паламарчук // Russian journal of logistics & transport management. — 2021. — № 6(1). С. 44–46.
2. Паламарчук Г. И. Аспекты повышения конкурентоспособности логистических услуг транспортных предприятий / Г. И. Паламарчук, В. Н. Кузьменкова // Russian journal of logistics & transport management. — 2020. — № 5(1). — С. 19–27.
3. Иванова Н. В. Управление производственным потенциалом предприятия с целью повышения эффективности деятельности / Н. В. Иванова // Управление и планирование в экономике. — 2018. — № 3(19). С. 66–68.
4. IATA. Passenger Experience & Facilitation. — URL: https://www.iata.org/en/programs/passenger/.
5. SITA. SITA Passenger Processing. — URL: https://www.sita.aero/solutions/sita-at-airports/sita-passenger-processing/.
6. Козлов А. В. Субсидиарные транспортные потоки / А. В. Козлов // Наука и технологии железных дорог. — 2022. — № 22(2). — С. 17–22.
7. Матушкин И. В. Применение когнитивного анализа данных из социальных сетей в авиационном маркетинге / И. В. Матушкин, О. В. Бородина // Сборник статей и тезисов докладов XLIV Международной молодежной научной конференции. Гагаринские чтения. — Москва — Барнаул — Ахтубинск. — С. 377–378.
8. Руководство по проектированию аэропортов местных воздушных линий / Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт «Аэропроект». — М., 1985. — 82 с.
9. Шаталова Н. В. Иерархический метод выбора рационального варианта рекоструктции автомобильных дорог вблизи населенных пунктов / Н. В. Шаталова // Науковедение. — 2014. — № 21(2). — С. 48.
10. Приказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей”». — URL: https://base.garant.ru/191872/.
11. Кугуракова В. В. Антропоморфный социальный агент с симуляцией эмоций и его реализация / В. В. Кугуракова, М. О. Таланов, Н. Р. Манахов и др. // Russian Digital Libraries Journal. — 2015. — № 18(5). — С. 254–268.
12. Сафандеева Ю. С. Низкоуровневая реализация модели норадреналиновой системы нейронной импульсной сети / Ю. С. Сафандеева // Электронные библиотеки. — 2016. — № 3(19). — C. 251–268.
13. Таланов М. О. Мемристорные эмоциональные вычисления / М. О. Таланов // Беспилотные транспортные средства с эелементами искусственного интеллекта. — Казань, 2017. — С. 10.
14. Волков А. К. Применение системы регистрации движения глаз для оценки окуломоторных параметров зрительного поиска опасных предметов операторами досмотра / А. К. Волков // Материалы Международной научно-практической конференции: Транспорт России: проблемы и перспективы. — СПб.: ИПТ РАН, 2017. — С. 359–363.
15. Крыжановский А. Г. К задаче оценки мотивационных и волевых тенденций операторов / Г. А. Крыжановский, В. В. Купин // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. — 2012. — № 1. — С. 54–62.
16. Аникеев Е. А. Архитектура системы управления транспортом регионального центра / Е. А. Аникеев // Моделирование систем и процессов. — 2014. — № 3. — С. 4–11.
17. Селиверстов С. А. Разработка структурной схемы когнитивной транспортной системы / Я. А. Селиверстов, А. Г. Котенко, О. Ю. Лукомская и др. // Морские интеллектуальные технологии. — 2021. — № 4–1(54). — С. 166–174.