О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современные вызовы научно-технологического развития и необходимость обеспечения национальной безопасности актуализируют вопросы сохранения российской научной традиции, подготовки молодых научных кадров и создания условий для сокращения научной миграции. Российское государство предпринимает немало усилий для преодоления негативной ситуации в науке, сложившейся в начале 2000‑х гг., характеризовавшейся как снижением количества и качества научных исследований, так и оттоком талантливых ученых за рубеж для продолжения научной карьеры. Между тем до настоящего времени на законодательном уровне не закреплено понятие «молодой ученый», отсутствуют гарантии деятельности молодых ученых, а меры по их поддержке имеют бессистемный характер. Проблема дефицита научных кадров свойственна не только России. В «постковидных» условиях многие государства ощутили резкую нехватку молодых исследователей, которые предпочли в нестабильный экономический период пандемии финансово более благонадежные сферы бизнеса и производства. Особенно наглядно это проявляется в сфере фундаментальных наук, где остро стоит проблема диверсификации академических кадров. Решению этой проблемы способствует продвижение различных форм стимулирования научной деятельности и мер социальной поддержки исследователей. В статье анализируются терминологические особенности развития законодательства о науке в части модификации понятий «молодой ученый», «молодой исследователь», «начинающий ученый»; исследуются предусмотренные российским и зарубежным законодательством меры поддержки молодых ученых и начинающих исследователей. Особое место занимает анализ законодательства Турции — это государство не так давно стало уделять пристальное внимание развитию науки, однако меры по поддержке ученых в этой стране многообразны, а некоторые из них уникальны. Цель исследования — изучить российский и зарубежный опыт правового регулирования вопросов поддержки молодых ученых и исследователей; выявить сходства и различия юридической регламентации статуса молодых ученых. Методы исследования: сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, формально-юридический, метод специально-юридического исследования и др. Вывод: совершенствование статуса молодых ученых и начинающих исследователей остается актуальной задачей развития законодательства о науке. При этом зарубежный опыт демонстрирует множество разнообразных механизмов и средств, с помощью которых можно обеспечить стимулирование молодежи к занятию научной деятельностью, хотя основополагающими являются финансовые инструменты.

Ключевые слова:
научные исследования, молодой ученый, начинающий исследователь, правовой статус, поддержка молодых ученых, стипендии, гранты
Текст

No data

Войти или Создать
* Забыли пароль?