Конституция Российской Федерации разграничивает компетенцию между федеральным и региональным уровнями власти только в самом общем виде: на конституционном уровне закреплены весьма абстрактно сформулированные предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также некоторые инструменты уточнения и перераспределения компетенции. Федеральное законодательство не только детально раскрывает, какие полномочия скрываются в каждом предмете ведения, но и создает новый, не упомянутый в Конституции России способ перераспределения компетенции — передачу регионам федеральных полномочий на основе федеральных нормативных актов. Сложившаяся на субконституционном уровне модель распределения компетенции между Федерацией и ее субъектами довольно далеко эволюционировала от модели, закрепленной в Конституции России, что требует комплексного научного осмысления. Цель исследования — определение сформировавшейся к настоящему времени субконституционной модели распределения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами. Задачами являются: выявление базовых элементов субконституционной модели; построение ее общей схемы; анализ каждого элемента указанной модели. Дизайн исследования определен трехзвенной моделью разграничения предметов ведения, фактом передачи полномочий между органами различных уровней власти, способами их закрепления или передачи. Исследование включает анализ 11 элементов, входящих в модель распределения компетенции. Авторами применены формально-юридический, исторический и статистический методы. Результаты исследования: Россия является высокоцентрализованной федерацией. Предметы ведения Российской Федерации доминируют над предметами совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы ведения регионов практически отсутствуют. Не имеющая конституционной основы практика передачи федеральных полномочий для осуществления органам субъектов Российской Федерации путем принятия федерального закона получила крайне активное развитие, что фактически превращает данные органы в территориальные подразделения федеральных органов. Создание собственных региональных полномочий ограничено как в связи с бездействием большинства субъектов Российской Федерации, так и ввиду сокращения сфер, не урегулированных федеральным законодательством.
федерализм, централизация, компетенция Российской Федерации, компетенция субъектов Российской Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий в Российской Федерации, передача полномочий, соглашение о передаче полномочий
No data
1. No data