ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА В СВЕТЕ РАССТАВАНИЯ С БОЛОНСКИМ СОГЛАШЕНИЕМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматривается ситуация, которая сложилась в результате подписания Россией Болонского соглашения и делается попытка оценить перспективы выхода из неё. Отмечается, что введение бакалавриата и магистратуры сломало классическую отечественную систему высшего образования. Делается отсылка к работам специалистов, которые предсказывали серьёзные проблемы встраивания бакалавриата в сферу профессиональной деятельности. Применительно к графической подготовке рассматриваются два аспекта: бакалавриат и компетентностный подход к образованию. Бакалавриат сильно урезал не только аудиторную нагрузку, но и общее количество часов на изучение дисциплин. Указанный дефицит породил исключение начертательной геометрии из ряда образовательных стандартов. На эту тенденцию обращали внимание, в частности, болгарские коллеги. Результат – потеря теоретического базиса кафедр, преподающих графические дисциплины. Следствие – потеря самостоятельности, объединение с другими кафедрами. В связи с тем, что работодатели в области техники восприняли бакалавриат как недоученных инженеров, сделаны негодные попытки введения инженерного бакалавриата. Дефицит аудиторной нагрузки подкосил наставничество – бесценное качество отечественного образования. Оно особенно важно при работе со студентами 1-2 курсов, по причине отсутствия графики в школе, недостаточной подготовки в области геометрии, малого акцента на аналитику в учебном процессе. Обращается внимание на «тихую революцию» произошедшую в отечественном образовании в связи с компетентностным подходом. Учебный процесс строится от результата к обучению т.е. в противоположном по отношению к классической схеме направлению. Теперь главный в обучении – работодатель. Взаимоотношение, взаимопонимание между ним и вузом, отдельной кафедрой однозначно определяет качество образования. Возможный диктат может превратить ряд аспектов учебного процесса в формальные или неэффективные. Приводятся примеры. В части прогнозов отмечается, что бакалавриат одномоментно не исчезнет, а перед специалистами в области графической подготовки стоят задачи обеспечивать подготовку с использованием инновационных подходов в учебно-производственном учебном процессе в рамках специалитета.

Ключевые слова:
Болонское соглашение, графическая подготовка, бакалавриат, специалитет, компетенции, знания, умения, навыки
Список литературы

1. Белоцерковский А.В., Кравцова Л.А., Дождиков А.В. Независимая внешняя оценка качества подготовки бакалавра [Текст] / А.В. Белоцерковский, Л.А. Кравцова, А.В. Дождиков // Высшее образование в России. – 2013. – № 5. – С. 3-20.

2. Бояшова Е.П. Особенности дистанционного обучения геометро-графическим дисциплинам с использованием методов конструктивного геометрического моделирования [Текст] / Е.П. Бояшова // Геометрия и графика. – 2021. – Т. 9. – № 3. – С. 46-56. – DOI: 10.12737/2308 – 4898-2021-9-3-46-56.

3. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 1. – № 2. – С. 8-9. – DOI: 10.12737/777.

4. Вышнепольский В.И., Кадыкова Н.С. Показатель качества работы преподавателя и кафедры [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.С. Кадыкова // Геометрия и графика. – 2014. – Т. 2. – № 4. – С. 15-21. – DOI: 10.12737/8293.

5. Гитман Е.К. О концепции разработки новых федеральных государственных стандартов высшего образования [Текст] / Е.К. Гитман, М.Б. Гитман, В.Ю. Столбов, И.Д. Столбова // Высшее образование в России. – 2014. – № 5. – С. 46-54.

6. Данилов Д.П., Маливанов Н.Н. Эволюция инженерной педагогики: основания и три измерения [Текст] / Д.П. Данилов, Н.Н. Маливанов // Высшее образование в России. – 2021. – Т. 30. – № 11. – С. 125-138.

7. Донских О.А. Дело о компетентностном подходе [Текст] / О.А. Донских // Высшее образование в России. – 2013. – № 5. – С. 36-45.

8. Игнатьев С.А., Муратбакеев Э.Х., Воронина М.В. Повышение наглядности представления изучаемых в начертательной геометрии объектов [Текст] / С.А. Игнатьев, Э.Х. Муратбакеев, М.В. Воронина // Геометрия и графика. – 2022. – Т. 10. – № 1. – С.44-53. – DOI: 10.12373/2308-4898-2022-10-1-44-53.

9. Лепаров М.Н. Инженерная графика – TO BE, OR NOT TO BE. Материалы 3 международной научно-практической интернет-конференции «Проблемы качества графической подготовки» [Текст] / М.Н. Лепаров, М.Х. Попов. – Пермь, 2012.

10. Лепаров М.Н. О геометрии ещё один раз [Текст] / М.Н. Лепаров // Геометрия и графика. – 2022. – Т. 10. – № 1. – С. 3-13. – DOI: 10.12737/2308-4898-2022-10-1-3-13.

11. Лепаров М.Н., Попов М.Х. Состояние и тенденции геометро-графической подготовки как компоненты инженерного образования в Болгарии [Текст] / М.Н. Лепаров, М.Х. Попов // Геометрия и графика. – 2014. – Т. 2. – № 1. – С. 22-29. – DOI: 10/137/3845.

12. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества [Текст] / А.И. Половинкин. – М.: Машиностроение, 1988. – 368 с.

13. Полякова Т.Ю., Приходько В.М. Компетенции преподавателя технического вуза [Текст] / Т.Ю. Полякова, В.М. Приходько // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31. – № 7. – С. 61-78.

14. Сальков Н.А. Геометрическая составляющая технических инноваций [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2018. – Т. 6. – № 2. – С. 85-93. – DOI: 10.12737/ article_5b55a5163fa053.07622109.

15. Сальков Н.А. Анализ ФГОСов нового поколения [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 1. – № 1. – С. 28-31. – DOI: 10/12737/2082.

16. Сальков Н.А. Проблемы современного геометрического образования [Текст] / Н.А. Сальков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. – 2014. – Т. 2. – С. 38-46.

17. Сальков Н.А. Больше тестирования – меньше образования [Текст] / Н.А. Сальков, В.И. Вышнепольский, Н.С. Кадыкова, И.А. Беглов // Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции по инженерной геометрии и компьютерной графике. Ч. 2. – М.: МИТХТ, 2008. – С. 27-29.

18. Сальков Н.А. Американизация геометрического образования России и начертательная геометрия [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. – 2015. – Т. 3. – № 3. – С.38-45. – DOI: 10.12737/ 14418.

19. Сенашенко В.С., Медникова Т.Б. Компетентностный подход в высшем образовании: миф и реальность [Текст] / В.С. Сенашенко, Т.Б. Медникова // Высшее образование в России. – 2014. – № 5. – С. 34-45.

20. Спиридонова Е.А. О неоднозначных последствиях реформ в высшей школе России [Текст] / Е.А. Спиридонова // Высшее образование в России. – 2017. – № 208 (1). – С. 25-34.

21. Столбова И.Д. Метод проектов в организации графической подготовки [Текст] / И.Д.Столбова, Е.П.Александрова, К.Г.Носов // Высшее образование в России. – 2015. – № 8-9 – С. 22-31.

22. Столбова И.Д. Логика инноваций графического образования [Текст] / И.Д. Столбова, Е.П. Александрова, Л.В. Кочурова // Открытое и дистанционное образование. – 2019. – № 2. – С. 26-34. – DOI: 10/17223/ 16095944/2/4.

23. Столбова И.Д. Актуальные проблемы графической подготовки студентов в технических вузах [Текст] / И.Д. Столбова // Геометрия и графика. – 2014. – Т. 2. – № 1. – С.30-41. – DOI.10.12737/386.

24. Тихонов-Бугров Д.Е. Проектно-конструкторское обучение инженерной графике: вчера, сегодня, завтра [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров, С.Н. Абросимов // Геометрия и графика. – 2016. – Т. 3. – № 3. – С. 47-57. – DOI: 10.1237/14419.

25. Тихонов-Бугров Д.Е. О некоторых проблемах графической подготовки в технических вузах (взгляд из Санкт-Петербурга) [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров // Геометрия и графика. – 2013. – Т. 2. – № 1. – С. 46-53. – DOI: 1012373/3848.

26. Тихонов-Бугров Д.Е. Дистанционная любовь или обучение графическим дисциплинам в условиях пандемии [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров, С.Н. Абросимов // Геометрия и графика. – 2020. – Т. 8. – № 3. – С. 44-51. – DOI: 10.12737 /2308- 4898-2020-44-51.

27. Тунаков А.П. Зачем преподавать студентам умирающие дисциплины [Текст] / А.П. Тунаков // Поиск. – 2007. – № 11.

28. Тхагапсоев Х.Г., Яхупалов М.М. Поиск резервов в тисках «вменённого»: к парадоксам нашей стратегии образования [Текст] / Х.Г. Тхагапсоев, М.М. Яхупалов // Высшее образование в России. – 2020. – Т. 29. – №12. – С. 95-103.

29. Фадеев А.С. Интеграция образования, науки и производства: от базиса к реалиям [Текст] / А.С. Фадеев, В.Н. Герди, В.К. Балтян, В.Г. Фёдоров // Высшее образование в России. – 2016. – № 4 (200). – С. 55-63.

Войти или Создать
* Забыли пароль?