аспирант
В философском мировоззрении Достоевского антропология занимает центральное место. Вульгарное понимание антропологии русского писателя заключается в том, что якобы он относится к человечеству с крайним пессимизмом. Действительно, Достоевский продемонстрировал дьявольское начало в человеческой природе. Но это не вся его антропология. Русский мыслитель в своем творчестве также продемонстрировал и другое начало человечества – божественное. В данной статье мы рассмотрим в качестве примера роман Достоевского «Бесы». В нём даже такие серьезные антиподы, как Верховенский и Ставрогин, имеют образ Божий и его подобие. В «Бесах» становится заметным, что в творчестве Достоевского каждый человек – это одновременно сочетание божественного и дьявольского начал.
русская философия, Ф.М. Достоевский, «Бесы», божественное начало, дьявольское начало
1. Достоевский Ф. М. Бесы // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 10. Л., 1974. 516 с.
2. Достоевский Ф. М. Идиот // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 8. Л., 1973. 512 с.
3. Евлампиев И.И. Русская идея и идея Европы // Вече. 2017. Выпуск 29. С. 8–19.
4. Евлампиев И.И. «Высшие» и «низшие» типы Достоевского (об одной важной теме «Дневника писателя») // Достоевский и мировая культура. Альманах № 30 (2). СПб., 2013. – С. 283–306.
5. Евлампиев И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия // Вопросы философии. 1998. № 3. – С. 18–34.