В связи с созданием с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС) возникла необходимость в исследовании особенностей перемещения культурных ценностей через таможенную границу этого межгосударственного объединения. В предложенной статье рассматриваются вопросы уголовной ответственности за контрабанду культурных ценностей, которая установлена в законодательстве пяти государств, участвующем в данном объединении. В таком сопоставлении данные проблемы рассматриваются впервые.
Культурные ценности, нелегальный оборот, таможенный союз, контрабанда.
Пройдя период суверенизации, бывшие советские республики, а теперь независимые государства, начали объединяться в различные интеграционные сообщества. Так, было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) как международная организация, в состав которой входили Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан.
1 января 2015 г. вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который образован в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
1. Мулюкова В. А. Евразийский Экономический Союз как международная региональная организация // Евразийский юридический журнал. 2014. № 12. С. 21–25.
2. Азанов Б.К. Договор о Евразийском экономическом союзе: комплексный правовой анализ (Раздел I. Общие положения. Раздел II. Основные принципы, цели, компетенция и право союза) // Евразийский юридический журнал. 2014. № 9. С. 39–48.
3. Абайдельдинов Е.М. Гармонизация государств-членов Таможенного союза и единого экономического пространства: Материалы круглого стола 7 ноября 2013 г. Астана: Қазақстан Республикасының Заң шығару институты, 2014. С. 52–61.
4. Официальные ведомости Республики Армения. 2004. № 73. Ст. 1507.
5. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. № 240. Ст. 5/28411.
6. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. № 287. Ст. 3/2348.
7. Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2006. № 24. Ст. 147.
8. Мартыненко И.Э. Проблема унификации законодательства о борьбе с контрабандой культурных ценностей в условиях создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана // Юрист. 2011. № 10. С. 73–77.
9. Казахстанская правда. 2007. № 85. 7 июня.
10. Казахстанская правда. 2015. № 49. 14 мар.
11. Казахстанская правда. 2013. № 244. 3 авг.
12. ЭРКИНТОО. 2009. № 25.
13. ЭРКИНТОО. 2003. № 10.
14. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 20. Ст. 718.
15. СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.