В статье поднимаются проблемные вопросы о необходимости обеспечения уроков по испанскому языку новыми учебно-методическими материалами (УММ), отвечающими требованиям коммуникативного подхода в обучении иностранному языку в средней школе. Сделан акцент на обучении учащихся письменной речи на примере задания ЕГЭ «Письмо другу».
коммуникативный подход, компетентность, лингводидактическая компетенция, общеевропейские компетенции, единый государственный экзамен, личное письмо, письменная речь.
Междисциплинарный характер активно развивающегося научного направления «Коммуникативистика» дает нам право рассмотреть в рамках данной статьи некоторые практические вопросы, связанные со сферой образования, а именно с преподаванием иностранного языка по программе среднего общего образования и сдачи единого государственного экзамена по иностранному языку. Разработка и установление общеевропейской системы оценки уровня владения иностранным языком дали мощный стимул для пересмотра академических подходов в изучении иностранного языка как в европейском, так и отечественном образовании. Конечными целями провозглашаются не объем языковых знаний как таковых, а умения и навыки владения языковыми средствами, что в научно-методической литературе называется компетентностью. Следует отметить, что на современном этапе развития отечественного образования компетентностный подход, по мнению многих российских методистов, не является прерогативой преподавания иностранного языка, хотя его научно-методологическая база разрабатывалась именно в этом образовательном сегменте [2]. Отталкиваясь от научных достижений американской лингвистической школы (Н. Хомский, Д. Хаймс и др.), они считают возможным расширить рамки разработанных терминов «коммуникативная компетентность» и «коммуникативная компетенция» и сделать их более универсальными в образовательном процессе. Так, А.И. Сурыгин предлагает понимать термин «компетенция» как знание, навыки и умения, которые осваивает учащийся в курсе обучения, а термин «компетентность» означает способность ученика пользоваться приобретенными знаниями, навыками и умениями [3]. Таким образом, компетентность является конечным результатом образовательного процесса.
1. Анурова И.В., Кондрашова Н.А., Соловцова Э.И., Костылева С.В., Липова Е.Е. и др.
2. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход. М., 2002; Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5; Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Учение в обновляющейся школе. М., 2002, и др.
3. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб., 2001.
4. Тарева Е.Г. Оценка готовности преподавателя к формированию межкультурной коммуникативной компетенции у студентов языкового вуза // Иностранные языки: теория и практика. Тезаурус. № 3. 2009. С. 62–65.