Исследование посвящено анализу методов применения балльно-рейтинговой системы для оценки успеваемости и уровня сформированности компетенций обучающихся.
формирование компетенций, балльно-рейтинговая система, контроль знаний.
Контроль знаний, умений, навыков студентов – один из важнейших элементов учебного процесса. Контроль и оценка должны быть направлены на дифференциацию уровня знаний студентов – только в этом случае выпускник может быть успешным, обладать определенными личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить ответственность, способность к альтернативному выбору и готовность к активному творчеству.
Под оценкой освоения профессиональных компетенций понимается процесс создания и сбора свидетельств деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев. Оценка уровня освоения профессионального модуля предполагает демонстрацию или подтверждение того, что обучающиеся освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по каждому конкретному профессиональному модулю, и могут осуществить все требуемые действия в рамках данной компетенции [1].
В основу оценки освоения профессиональных модулей обучающимися положены следующие принципы:
- оценка базируется на критериях;
- критерии формулируются в терминах результатов деятельности профессионального модуля;
- при оценке учитываются представленные свидетельства освоения компетенций учащимися;
- сбор свидетельств осуществляется непрерывно в течение всего периода обучения, т.е. в процессе освоения компетенций в определенных заранее контрольных точках, а также в ходе итоговой оценки;
- оценка освоения профессионального модуля производится на основе всех свидетельств, включая и свидетельства, предоставленные в ходе итоговой оценки.
Традиционными методами оценки являются тесты, экзамены, курсовые и дипломные проекты, по результатам которых выставляются оценки по пятибалльной шкале. Экзамены не носят обучающего характера, поскольку обучающиеся направляют все усилия на получение как можно более высокой отметки. В традиционной системе оценивания преподаватели в большинстве случаев выставляют так называемые сравнительные оценки, сопоставляют знания разных учащихся, т.е. происходит фактические сравнение учащихся друг с другом.
1. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М.: Национальное образование, 2012.
2. Ефремова Ж.Д. Рейтинговая технология управления обучением: Труды 6-й междунар. науч.-практ. интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб. 6. Ч. 1. Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2008. С. 270–275.
3. Мазина О.Н. Специфика балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости бакалавров профессионального обучения // Всерос. науч.-метод. конф. «Использование балльно-рейтинговой системы в высшем образованиии». Оренбург, 2012.
4. Мучкаева Е.А. Использование балльно-рейтинговой системы оценивания в высшем образовании // Всерос. науч.-метод. конф. «Использование балльно-рейтинговой системы в высшем образовании». Оренбург, 2012.
5. Чистов В.В. Оценка качества знаний студентов в вузе // Всерос. науч.-практ. конф. «Оценка качества обучения в образовательных учреждениях». Екатеринбург, 2012. С. 114–117.
6. Шехонин А.А., Тарлыков В.А. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний // Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 22–30.