В статье рассматриваются компоненты системы трудовой мотивации персонала. Автором проведен компаративный анализ понятия «трудовая мотивация». Представлены компоненты трудовой мотивации в рамках системного подхода. Внедрение системного подхода в деятельность сервисной организации позволит оптимизировать управление человеческими ресурсами, что, в свою очередь, увеличит ее конкурентные преимущества. Автор акцентирует внимание на трихотомическом характере системы трудовой мотивации персонала, заключающемся в наличии трех взаимозависимых подсистем. В связи с этим трудовую мотивацию следует рассматривать исходя из трех компонентов — совокупности мотивов, стимулов и трудовой деятельности работника. К основным элементам системы трудовой мотивации сервисной организации относят: содержание работы, оплату труда, социальные контакты, самообразование и поддержку, самостоятельность, самореализацию, организационную культуру.
трудовая деятельность, мотивы, стимулы, системный подход, кадровая политика.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ТРУДОВАЯ МОТИВАЦИЯ»
Сегодня одним из приоритетных вопросов управления человеческими ресурсами является обеспечение эффективной мотивацией в повседневной трудовой деятельности.
Трудовая мотивация относится к числу актуальных проблем, которая исследуется учеными и практиками как движущая сила поведения руководителей и специалистов в развитии системы управления трудовой деятельностью, необходимость формирования новых подходов к мотивации в связи с динамикой человеческого фактора в сервисных организациях.
Важно отметить, что мотивация труда выступает как экономический инструмент, способный к приращению общих и профессиональных знаний с целью удовлетворения разнообразных потребностей.
В контексте нашего исследования особого внимания заслуживает точка зрения П.М. Першукевича, утверждающего, что мотивация — это весь комплекс мер внутренних психологических условий формирования или активизации определенного мотива поведения. Условия эти включают формирование мотивирующей среды, экономических потребностей, ценностных ориентаций, интересов и их актуализацию на основе стимулов или необходимости [1], а также определение мотивации как сложившегося процесса воздействия на интересы человека, предложенное А.М. Югай [2].
Большинство ученых едины во мнении, что главная функция мотивации труда — это воздействие на человека с помощью различных мер с целью активизации его способностей. Следуя логике, мы определяем трудовую мотивацию как процесс выбора человеком различного типа трудового поведения, обусловленный непосредственным воздействием потребностей и связанных с их удовлетворением ожиданиями, приводящий к ориентации на достижение определенных целей.
1. Кибанов А.Я. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие / А.Я. Кибанов, Н.А. Баткаева, Г.П. Гагаринская. Самара: СГТУ, 2001.
2. Лапыгин Ю.Н. Системное управление организацией. М.: МЭСИ, ВлГУ, ВИБ, 2002.
3. Лысенко В.В. Оценка потребительских предпочтений в сфере туристских услуг как основа разработки комплекса маркетинга территории // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 1(49). С. 430–436.
4. Макринова Е.И., Лысенко В.В. Исследование категории «лояльность» в теории маркетинга отношений // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 410.
5. Макринова Е.И., Мухина М.Г. Оценка персонала организаций потребительской кооперации с использованием метода «ассесмент – центр» // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2008. № 1. С. 86–90.
6. Макринова Е.И., Мухина М.Г. Методика комплексной оценки управленческого персонала в организациях потребительской кооперации // Фундаментальные исследования. 2012. № 3–3. С. 696–701.
7. Мухина М.Г. Социально-экономические аспекты оценки управленческого персонала в организациях потребительской кооперации: Дис. … канд. экон. наук. Юго-Западный государственный университет. Белгород, 2011.
8. Марченкова Л.М., Плотников В.А., Рудакова О.В. Человеческий и интеллектуальный капитал как основа инновационного развития промышленности // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 1–2. С. 205–210.
9. Роздольская И.В., Макринова Е.И. Мониторинг мотивированности персонала организаций потребительской кооперации: организационно-методические основы и эмпирические исследования // Экономика и предпринимательство. 2009. № 1. С. 57–65.
10. Ядов В.А. Мотивация труда: проблемы и пути исследования / В.А. Ядов // Советская социология. М.: Наука, 1982. Т. 2.
11. Deal T., Kennedy A. Corporate Cultures: The rites and Rituals of Corporate life. М., 1982.