Высокие темпы научно-технического прогресса, активное применение информационных технологий во всех сферах жизни человека, изменения характера и содержания труда привели к переменам в области управления персоналом современных организаций. В условиях усложняющихся технологических и бизнес-процессов значительно возрастают риски совершить ошибку при подборе, адаптации, оценки и мотивации работников как в российских, так и зарубежных компаниях. В связи с этим современная теория и практика менеджмента предложила использовать компетентностный подход в управлении персоналом. В статье подчеркивается важность и значимость разработки модели компетенций работников современных организаций. Описывается процесс создания модели компетенций менеджера по персоналу компании PriceWaterHouseCoopers. Автор уделяет внимание изучению основных трудовых функций менеджера по персоналу выбранной компании, выявлению необходимых для успешной работы компетенций. В результате исследования с учетом мнения экспертов была предложена модель компетенций менеджера по персоналу компании PriceWaterHouseCoopers с индикаторами поведения. Данная модель была проверена на валидность и рекомендована службе по персоналу выбранной для исследования организации.
управление персоналом, компетентностный подход, компетенция, модель компетенций, метод экспертных оценок, оценка валидности.
В настоящее время управление персоналом организации становится все более сложным процессом и приобретает более ярко выраженный стратегический характер. При планировании и организации работы с персоналом руководители компаний больше ориентируются на необходимые компетенции сотрудников, которые включают не только уровень владения профессиональными умениями и навыками, но и деловые и личностные качества. Разработка и реализация модели компетенций для работников компании приносит значительный экономический и социальный эффект. Так, западные ученые Лайл М. Спенсер и Сайн М. Спенсер в ходе своей научно-исследовательской деятельности пришли к выводу, что использование компетентностного подхода в системе управления персоналом обеспечивает рост продаж в среднем на 49% и снижает текучесть персонала на 68% [6]. Мероприятия по разработке, актуализации и внедрению компетентностного подхода в работу с персоналом начали реализовывать во многих зарубежных и отечественных компаниях.
Компетентностный подход в управлении персоналом основывается на принципах системности, интегральности, последовательности и валидности. Поэтому разработка модели компетенции — это сложный и длительный процесс. Он включает проведение тщательного исследования трудовых функций работника путем изучения основных трудовых операций, должностных инструкций, фотографий рабочего времени, анализ полученных данных, применение метода экспертных оценок и т.д. Создание модели компетенций требует значительных временных и организационных ресурсов, однако ее польза для управления персоналом огромная.
1. Жигун Л.А. Рационализация распределения функциональных обязанностей специалистов / Л.А. Жигун // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 6. С. 134–139.
2. Каштанова Е.В. Пять зон делегирования полномочий / Е.В. Каштанова // Кадровик. 2013. № 6. С. 76–83.
3. Кибанов А.Я., Лобачева А.С. Итоги профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта «Менеджер по управлению персоналом организации» / А.Я. Кибанов, А.С. Лобачева // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2015. № 1 (16). С. 30–32.
4. Митрофанова Е.А., Коновалова В.Г., Белова О.Л. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: Уч.-прак. пособие / Е.А. Митрофанова, В.Г. Коновалова, О.Л. Белова; Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ПРОСПЕКТ, 2014. 66 с.
5. Пуляева В.Н. Формирование модели компетенций управленческого персонала предприятия на основе принципов сервисного менеджмента / В.Н. Пуляева // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 3. С. 69–77.
6. Спенсер-мл. Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе: Пер. с англ. / С.М. Спенсер, Л.М. Спенсер-мл. М.: HIPPO, 2005. 384 с.
7. Субочева А.О., Рязанцева М.В., Кокорева Ю.А. Некоторые проблемы и тенденции российского рынка труда / А.О. Субочева, М.В. Рязанцева, Ю.А. Кокорева // Перспективы развития науки и образования: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2014 г. В 15 ч. Ч. 2; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2014. С. 122, 123.
8. Чуланов О.Л., Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Коновалова В.Г. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: Монография / О.Л. Чуланова, А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, В.Г. Коновалова. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 156 с.
9. Чуланова О.Л. Сущность и содержание модели компетенций персонала организации / О.Л. Чуланова // Кадровик. 2014. № 5. С. 100–106.
10. Bitencourt C. Managerial competence management – the organizational learning contribution. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www2.warwick.ac.uk/fac/soc/wbs/conf/olkc/archive/oklc5/papers/i-3_bitencourt.pdf (дата обращения: 24.04.2015).
11. Sanchez R. Understanding competence-based management: Identifying and managing five modes of competence // Journal of Business Research, 2004. Vol. 57, pp. 518–532.