Проанализированы результаты тестирования квалификационных экзаменов в процессе сертификации специалистов по акустико-эмиссионному методу неразрушающего контроля объектов железнодорожного транспорта. Рассмотрено соответствие трудности тестовых заданий уровню подготовленности специалистов к сертификации с использованием метода Раша. Анализ результатов тестирования при сертификации специалистов показал: - наличие отклонений в гистограммах распределения уровня трудности тестовых заданий от равномерного закона, особенно для тестов специального экзамена, что требует исключения заданий с очень низким и очень высоким уровнями логитов трудности, а также увеличения числа заданий с логитами трудности, где наблюдаются минимумы функции; - необходимость усиления подготовки специалистов по вопросам, соответствующим минимальным логитам подготовленности специалистов к сертификации. Полученные результаты дают основания для дальнейшего анализа заданий по сложности, причин недостаточного усвоения материала в вопросах с низким процентом ответов, возможных внесений корректировки в консультационные занятия, а также в содержание и форму теста. Для исключения проявления необъективности тестирования в экзаменационном центре проводится собеседование с экзаменуемыми, которое уточняет, уверенно ли владеет специалист основными понятиями, технологией проведения акустико-эмиссионного контроля. В целом анализ показал высокую степень подготовленности большинства специалистов, что связано с регулярным повышением квалификации и наличием опыта работы по акустико-эмиссионному методу не менее года.
тестирование знаний, сертификация, специалист, акустико-эмиссионный контроль, метод Раша
1. Шелихов Г.С., Глазков Ю.А. О повышении качества экзаменационных вопросов по магнитопорошковому контролю. — Дефектоскопия. 2011. № 2. С. 31–39.
2. Муравьев В. В. Анализ результатов сертификации специалистов в области неразрушающего контроля объектов железнодорожного транспорта. — Интеллектуальные системы в производстве. 2014. № 2. С. 144–148.
3. Серьезнов А. Н., Муравьев В. В., Степанова Л. Н. и др. Локализация сигналов акустической эмиссии в металлических конструкциях. — Дефектоскопия. 1997. № 10. С. 79–84.
4. Серьезнов А. Н., Муравьев В. В., Степанова Л. Н. и др. Быстродействующая диагностическая акустико-эмиссионная система. — Дефектоскопия, 1998. № 7. С. 8–14.
5. Серьезнов А. Н., Муравьев В. В., Степанова Л. Н. и др. Многоканальное акустико-эмиссионное устройство для контроля изделий. / Патент на изобретение RUS 2150698 от 25.11.1997.
6. Муравьев В. В., Муравьева О. В. Физические основы и технологии акустико-эмиссионного контроля на железнодорожном транспорте / Учебное пособие. — Ижевск: Изд-во ИжГТУ им. М. Т. Калашникова, 2014. — 398 с.
7. Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. — М.: Прометей. 2000. — 169 с.
8. Аванесов В. С. Применение тестовых форм в Rasch Measurement. — Педагогические измерения. 2005. № 4. С. 3–20.
9. Булатова Е. Г., Черепанов В. С. Методы исследований в социальных и гуманитарных науках / Курс теоретической и экспериментальной педагогики / Под общ. ред. В. С. Черепанова. Т. 1. Математическая педагогика. Ч. 1. — Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2008. — 189 с.
10. Маслак А. А. Измерение латентных переменных в социальных системах. – Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2012. — 432 с.