В статье рассмотрены подходы к оценке результативности муниципальных целевых программ на основе методологии аудита и контроля эффективности. Предметом наблюдения являются муниципальные целевые программы г. Новосибирска.
муниципальные финансы, целевая программа, аудит эффективности, контрольно-счетная палата.
Региональные и муниципальные финансы Новосибирской области Оценить масштабы государственной и муниципальной экономики можно, если рассчитать удельный вес, контролируемый государством и муниципальным образованием в российском ВВП. Для этого сопоставим показатели консолидированного бюджета, который включает в себя финансовые ресурсы всех государственных и местных бюджетов (а также ресурсы государственных внебюджетных фондов), и размер годового российского ВВП (табл. 1). Из приведенных данных следует, что государственные и муниципальные органы контролируют свыше 35% годового российского ВВП.
Рассмотрим региональную и муниципальную финансовые системы Новосибирской области. На территории Новосибирской области существуют региональный бюджет, а также 490 местных бюджетов. Сопоставим годовой размер консолидированного бюджета региона с величиной валового регионального продукта (ВРП) (табл. 2). Как видно, государственные и муниципальные власти на региональном уровне контролируют около 20% ВРП.
Определимся далее с понятиями — муниципальная программа (МП) и ведомственная целевая программа (ВЦП).
Муниципальная программа — документ, содержащий комплекс мероприятий, увязанных по срокам, ресурсам и исполнителям, направленных на достижение целей и решение задач социально-экономического развития города, а ведомственная целевая программа — документ, содержащий комресурсам и исполнителям, направленных на решение задач, стоящих перед главным распорядителем средств бюджета города.
Контроль и мониторинг реализации муниципальной программы города Новосибирска осуществляет департамент экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии.
1. Экономика общественного сектора: Учебник / Под ред. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. — М.: ИНФРА-М, 2009. — С. 763.
2. Левенцов А.Н. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие / А.Н. Левенцов, В.В. Ходырев. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013 г. — 349 с.
3. Рыманов А.Ю. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2014. — № 13 (349). — С. 29–31.
4. Бюджетный кодекс РФ // Российская газета. — 12.08.1998. — № 153–154.
5. Дементьев Д.В. Областной программный бюджет: необходимость и результативность // Финансы и кредит. — 2015. — № 7 (631). — С. 12–23.
6. Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований: ФЗ от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) // Собрание законодательства РФ. — 14.02.2011. — № 7. Ст. 903.
7. Общие правила проведения контрольного мероприятия СГА 101 [утв. Коллегией Счетной Палаты РФ, протокол от 02.04.2010 № 15К (717)].
8. Проведение аудита эффективности использования государственных средств СФК 104 [утв. Решением Коллегии Счетной палаты РФ, протокол от 09.06.2009 № 31К (668).
9. Распоряжение Правительства Новосибирской области от 17.10.2014 № 388-рп «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов».
10. Иванова Е.И. Аудит эффективности в рыночной экономике: Учеб. пособие / Е.И. Иванова, М.В. Мельник, В.И. Шлейников; под ред. С.И. Гайдаржи. — М.: КНОРУС, 2007. — 328 с.
11. Рыманов А. Ю. Анализ системы государственных закупок // Экономический анализ: теория и практика. — 2014. — № 16 ( 367). — С. 40–44.
12. Плотникова И.В. От системы государственных закупок к федеральной контрактной системе: рыночные и административные механизмы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2013. — № 24. — С. 29–37.
13. Макарова С.Н. Целевые бюджетные программы: теория и практика / С.Н. Макарова. — Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 188 с.
14. Степашин С.В. Контрольно-счетные органы в РФ / А.В. Коровников, Н.С. Столяров, К.В. Сурков, В.И. Шлейников; под общ. ред. С.В. Степашина. — М.: Финансовый контроль, 2001. — 152 с.