Статья посвящена рассмотрению актуального и перспективного направления развития системы переподготовки и повышения квалификации работников образования — создание единого информационного образовательного пространства, объединяющего различные ступени образования. Приводится анализ проблем и задач, стоящих перед учреждениями указанного профиля. На основании проведенного анализа делается вывод, что система переподготовки и повышения квалификации требует кардинальной перестройки и модер- низации. Подобная деятельность должна осуществляться по разнообразным направлениям, среди которых одним из основных выступает информатизация системы дополнительного профессионального образования, важнейшей задачей которого является создание информационного образовательного пространства. Помимо положительных сторон информатизации образования, речь также идет о рисках, сопровождающих данный процесс; подчеркивается, что внедрение информационных технологий должно быть поэтапным, адресным и обдуманным.
профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, переподготовка, повышение квалификации, система послевузовского образования, информационное образовательное пространство.
Структура системы образования в России на сегодняшний день достаточно сложна и изменчива. Это во многом обусловлено спецификой реализации реформ последних двадцати лет, в результате чего современная отечественная система образования включает в себя элементы различных образовательных моделей как собственных, сложившихся эволюционно, исторически, так и привнесенных за годы реформ из других национальных систем. Такое положение дел вполне характерно для ситуации реализации революционных реформ, сопровождающихся кардинальными переменами, как в структуре системы образования, так и в отдельных процедурных и содержательных компонентах.
Примеров революционного подхода к реформированию в отечественном образовании масса, например переход со специалитета на двухступенчатую систему высшего профессионального образования по многим направлениям без предварительной подготовки рынка труда к такому переходу и при невысоком уровне готовности системы образования, введение ЕГЭ при его процедурном и содержательном несовершенстве и т.д. Система профессионального совершенствования и повышения квалификации педагогических кадров как часть системы образования в России не могла остаться в стороне от реформ.
1. Давыдов Д.А. Влияние современного информационного пространства на качество профессионального образования / Д.А.Давыдов, А.С. Коповой, Е.В. Кравченко // Всероссийский научный и общественно просветительский журнал «Инициативы XXI века». 2012. № 3. Вива-Стар. С. 59–62.
2. Долгов Ю.Н. Развитие культуры медиапотребления: социально-психологический анализ: монография / Ю.Н. Долгов, А.С. Коповой, Г.Н. Малюченко, В.М. Смирнов. Саратов: СГУ, 2009. 200 с.
3. Долгов Ю.Н. Возможности и риски интеграции медийного и образовательного пространств / Ю.Н. Долгов, А.С. Коповой // Образование в современном информационном обществе: Синергетическая модель: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Балашов 14–15 мая 2009 г.). Саратов: Наука. 2009. С. 62–66.
4. Коповой А.С. Подготовка учителя информатики к формированию у школьников культуры медиапотребления в условиях модернизации образования / Д.А. Давыдов, А.С. Коповой // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 9(17). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3/kopovoi.pdf (дата обращения: 15.11.2014).
5. План работы ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» на 2014 год / И.М. Ильковская [и др.]. Саратов, 2014. 92 с.