В статье анализируется понятие «педагогическое творчество» с точки зрения профессионального портрета современного педагога как одного из условий обеспечения качества и эффективности его профессиональной деятельности.
творчество, мобильность, педагогическое творчество, субъект профессионального творчества, творческий потенциал личности педагога, творческая деятельность, творческое мышление, педагогическая деятельность, культура педагога, критерии педагогического творчества, адаптивное поведение, профессиональное развитие.
Интеллектуализация всех сторон социальной, экономической и производственной деятельности становится одной из ведущих закономерностей нашего времени. Одновременно, часто как следствие, наблюдается рутинизация интеллектуального труда. Возникает ситуация, когда более значимым для управления профессиональным развитием, проектированием и реализацией систем профессионального образования и повышения квалификации становится не антиномия умственный труд — физической труд, а различение творческого и рутинного труда. При этом «в структуре рабочей силы в целом происходит сдвиг … доля работников физического труда убывает с одновременным изменением содержания самого труда»1.
В настоящее время снова активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности.
_________________
1 Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. — М.: Эгвес, 2000. — С. 21–22.
1. Андреева О.А. Риск и импровизация как моменты творчества (философский анализ). Ростов н/Д, 1989.
2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.
3. Кан-Калик В.А., Никандров В.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
4. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. М., 2006.
5. Коджаспирова Г.М. Педагогика. М., 2010.
6. Кригер Е.Э. Типы ситуаций неопределенности в профессиональной деятельности педагога //Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск, 2014. № 1 (142).
7. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004.
8. Панов А.И. Педагогическое творчество: структурно-аналитический аспект. Томск: ОГУ «РЦРО», 2003.
9. Робинсон К. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии. М., 2013.
10. Щербакова Т.Н. Творчество в деятельности современного педагога // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV МНК (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа: Лето, 2013. С. 21-25.
11. Нечаев Н.Н. Профессионализм как основа профессиональной мобильности. М., 2005.