Казахский национальный педагогический университет им. Абая («Методика преподавания математики, физики и информатики», зав. кафедрой)
Алматы, Казахстан
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье предлагается выявление путей наиболее вероятных институциональных изменений в системе педагогического образования в условиях инновации с учетом мировых социально- экономических и социокультурных тенденций, определяющих важнейшие стороны подготовки будущих учителей. Анализируются международные тенденции модернизации образования, которые во многом определяют направления развития педагогического образования. Обсуждаются проблемы изменения ценностной составляющей образования в современном мире. Материалы подготовлены в рамках проекта «Перспективные модели развития педагогического образования в Республике Казахстан в условиях реализации «Стратегии “Казахстан-2050”», утвержденного решением Национального научного совета Министерства образования и науки Республики Казахстан «Интеллектуальный потенциал страны».
образование, педагогическое образование, ценности образования, цели образования, прагматическое образование, образовательные технологии.
Главной чертой, определившей рубеж ХХ и ХХI вв., является вступление мирового сообщества, отдельных стран мира, мировой экономики и экономик отдельных стран и регионов в эпоху постиндустриализма, т.е. в постиндустриальное общество, которое часто и справедливо называют обществом знаний. Характерными чертами «общества знаний» в западном варианте можно считать: господство инновации над традицией; светская, конкурентная организация социальной жизни, часто без идеологии; поступательный характер развития (прогресс); непрерывное стремление в будущее; демократические лозунги общественной жизни; деятельная личность гражданина; ориентация на технологии (не только в производстве, но и в социальной организации), а не на мировоззренческое знание; ускоренное развитие социально-экономических структур общества и др. [3].
1. Послание Президента Республики Казахстан – лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 14.12.2012 «Стратегия “Казахстан-2050”»: новый политический курс состоявшегося государства».
2. Указ Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 № 1118 «Государственная программа развития образования в РК на 2011–2020 гг.».
3. Абылкасымова А.Е., Рыжаков М.В. Содержание образования и школьный учебник [Текст] / А.Е. Абылкасымова, М.В. Рыжаков. — М.: Арсенал образования, 2012. — 224 с.
4. Абылкасымова А.Е. Перспективные направления исследований в области образования в условиях интеграции наук [Текст] / А.Е. Абылкасымова // Материалы междунар. научно-практ. конф. по проблеме совершенствования инновации в образовании. — Бишкек: Изд-во КГУ, 2013.
5. Шишов С.Е. Мониторинг качества образовательного процесса в школе [Текст] / С.Е. Шишов, В.А. Кальней, Е.Ю. Гирба. – М., 2013.
6. Шишов С.Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе [Текст] / С.Е. Шишов // Образование и наука. — 2008. — № 5. — С. 33–44.
7. Шишов С.Е. Качество общего образования в постиндустриальном обществе [Текст] / С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2008. — № 5. — С. 52–56.
8. Шишов С.Г., Агапов И.В. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость [Текст] / С.Е. Шишов, И.В. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2000. — № 2. — С. 58.