Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлено краткое описание стандартизованной методики для диагностики понимания текста, результаты применения этой методики у студентов 1-го курса Московского педагогического государственного университета. Описаны пять уровней понимания текста. Обсуждается прикладное значение результатов диагностики понимания текста.

Ключевые слова:
диагностика, компетенция, чтение, понимание текста.
Текст

Введение. Диагностика общих способностей обучающегося всегда носит привлекательный характер. Дело в том, что в ней заключается возможность выявить общие способности личности, так необходимые для любой деятельности. Именно они, по мнению многих исследователей, вносят основной вклад в детерминацию успешности. В этой связи упомянем теорию интеллектуального порога Г. Перкинса, который на основании корреляционных исследований продемонстрировал, как на овладение тем или иным видом деятельности влияет необходимый и достаточный уровень интеллекта. Аналогом этой теории выступает концепция креативности, представленная в работах Д. Гилфорда, Е.П. Торренса и Д. Богоявленской. Подобные исследования позволяют прогнозировать успешность школьного и вузовского обучения.

Список литературы

1. Базылев В.Н. Типология проблем понимания текста [Текст] / В.Н. Базылев // Слово. Предложение. Текст. – Орел: Орловский ГУ, 2009. – С. 62–71.

2. Базылев В.Н. Лингвистические знания и решение коммуникативных задач [Текст]: методическое пособие для учителя / В.Н. Базылев. – М.: МАКС-Пресс, 2009.

3. Базылев В.Н. Обучение технологии текстовой деятельности: интенционально-коммуникативная компетенция [Текст] / В.Н. Базылев // Науковi записки Мiжнародного гуманiтарного университету (Одеса, Украiна). – 2010. – Вып. 15. – С. 29–32

4. Базылев В.Н. Измерение компетенции «понимание текста» [Текст] / В.Н. Базылев // Вопросы психолингвистики. – 2011. – № 2. – С. 42–48.

5. Базылев В.Н. Случайность и интерпретация [Текст] / В.Н. Базылев // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвузовский сборник научных трудов. – Орел: Горизонт, 2011. – Вып. 9. – С. 6–12.

6. Базылев В.Н. Компетенции, определяющие владение письменным общением [Текст] / В.Н. Базылев // Проблемы современного филологического образования: сборник научных статей. – М.: МГПУ; Ярославль: Ремдер, 2011. – Вып. 8–9. – С. 230–237.

7. Базылев В.Н. Принципы отбора учебного материала для курса русского языка и культуры речи с учетом Дублинских дескрипторов [Текст] / В.Н. Базылев // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2012. – № 5. – С. 8–13.

8. Богин Г.И. Обретение способности понимания [Текст] / Г.И. Богин. – Тверь: Тверской ГУ, 2009.

9. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.

10. Зайцева О.Н. Задания на понимание текста [Текст]: учебно-методический комплект / О.Н. Зайцева. Классы 5–9. – М.: Экзамен, 2013.

11. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? [Текст] / В.В. Красных. – М.: Диалог-МГУ, 1998.

12. Левушкина О.Н. Диагностика уровня понимания учащимися художественных текстов при обучении русскому языку [Текст] / О.Н. Левушкина // Проблемы современного образования. – 2013. – № 1. – С. 159–181.

13. Микулинская М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся [Текст] / М.Я. Микулинская. – М.: Педагогика, 1989.

Войти или Создать
* Забыли пароль?