В статье представлено краткое описание стандартизованной методики для диагностики понимания текста, результаты применения этой методики у студентов 1-го курса Московского педагогического государственного университета. Описаны пять уровней понимания текста. Обсуждается прикладное значение результатов диагностики понимания текста.
диагностика, компетенция, чтение, понимание текста.
Введение. Диагностика общих способностей обучающегося всегда носит привлекательный характер. Дело в том, что в ней заключается возможность выявить общие способности личности, так необходимые для любой деятельности. Именно они, по мнению многих исследователей, вносят основной вклад в детерминацию успешности. В этой связи упомянем теорию интеллектуального порога Г. Перкинса, который на основании корреляционных исследований продемонстрировал, как на овладение тем или иным видом деятельности влияет необходимый и достаточный уровень интеллекта. Аналогом этой теории выступает концепция креативности, представленная в работах Д. Гилфорда, Е.П. Торренса и Д. Богоявленской. Подобные исследования позволяют прогнозировать успешность школьного и вузовского обучения.
1. Базылев В.Н. Типология проблем понимания текста [Текст] / В.Н. Базылев // Слово. Предложение. Текст. – Орел: Орловский ГУ, 2009. – С. 62–71.
2. Базылев В.Н. Лингвистические знания и решение коммуникативных задач [Текст]: методическое пособие для учителя / В.Н. Базылев. – М.: МАКС-Пресс, 2009.
3. Базылев В.Н. Обучение технологии текстовой деятельности: интенционально-коммуникативная компетенция [Текст] / В.Н. Базылев // Науковi записки Мiжнародного гуманiтарного университету (Одеса, Украiна). – 2010. – Вып. 15. – С. 29–32
4. Базылев В.Н. Измерение компетенции «понимание текста» [Текст] / В.Н. Базылев // Вопросы психолингвистики. – 2011. – № 2. – С. 42–48.
5. Базылев В.Н. Случайность и интерпретация [Текст] / В.Н. Базылев // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвузовский сборник научных трудов. – Орел: Горизонт, 2011. – Вып. 9. – С. 6–12.
6. Базылев В.Н. Компетенции, определяющие владение письменным общением [Текст] / В.Н. Базылев // Проблемы современного филологического образования: сборник научных статей. – М.: МГПУ; Ярославль: Ремдер, 2011. – Вып. 8–9. – С. 230–237.
7. Базылев В.Н. Принципы отбора учебного материала для курса русского языка и культуры речи с учетом Дублинских дескрипторов [Текст] / В.Н. Базылев // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2012. – № 5. – С. 8–13.
8. Богин Г.И. Обретение способности понимания [Текст] / Г.И. Богин. – Тверь: Тверской ГУ, 2009.
9. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.
10. Зайцева О.Н. Задания на понимание текста [Текст]: учебно-методический комплект / О.Н. Зайцева. Классы 5–9. – М.: Экзамен, 2013.
11. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? [Текст] / В.В. Красных. – М.: Диалог-МГУ, 1998.
12. Левушкина О.Н. Диагностика уровня понимания учащимися художественных текстов при обучении русскому языку [Текст] / О.Н. Левушкина // Проблемы современного образования. – 2013. – № 1. – С. 159–181.
13. Микулинская М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся [Текст] / М.Я. Микулинская. – М.: Педагогика, 1989.