ПЕСЕННЫЙ ЖАНР КАК РЕСУРС В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются значимость песенного жанра как ресурса для изучения английского языка, а также психолого-педагогические и языковые причины необходимости использования песенных текстов на занятиях по английскому языку. Физиология и психология восприятия, стимуляция мнемических процессов, нарративность, контекстуальность, эмотивная и аппелятивная функции песенного жанра наряду с социокультурной составляющими рассматриваются как важные составляющие песенного жанра. Автор оговаривает ограниченность применения песен и указывает принципы отбора песенного материала для изучения. В качестве примера приводится отрывок занятия по теме «Финансовый кризис и его последствия», разработанный на основе аутентичной нарративной песни социально-экономической тематики. Автор разбирает художественные и языковые особенности этого материала, представляет коммуникативные упражнения для работы с текстом.

Ключевые слова:
песенные жанры, бессознательное запоминание, функциональность, нарративность, термины, жаргонизмы, метафоры.
Текст

История песни как наиболее древнего рода вокальной музыки насчитывает тысячелетия. Первые песни появились как отражение жизненных событий – рождение и воспитание детей, любовь и свадьба, профессиональные занятия и ремесленничество, войны и смерть. С помощью песен человек выражал свое мировидение и передавал потомкам накопленные знания и опыт. Цели появления песенного жанра – это передача социокультурной, историко-политической, профессионально ориентированной и бытовой информации, эмоциональное воздействие и средство убеждения. Не случайно в древние времена песни служили инструментом магического и ритуального воздействия, личностная нота которых вносила дополнительные смысловые оттенки в социальную суть текста и мелодии.

С течением времени песенные каноны, такие как композиционная структура, связь музыки и слова, состоящая в равенстве строф и куплетов, ритмике припевов, законченности мысли и обобщенности мелодии, привели к дроблению песенного жанра. Так появились исторические, революционные, городские, студенческие, застольные, шутовские и сатирические песни.

Список литературы

1. Гойхман О.Я. Современное общество: информационное или коммуникативное? [Текст] / О.Я. Гойхман // Современная коммуникативистика. – 2014. – № 6(13). – C. 4–9.

2. Горкальцева Е.Н. Применение англоязычной популярной песни для развития когнитивно-коммуникативных умений как составного компонента коммуникативной компетентности [Текст] / Е.Н. Горкальцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. – № 4. – С. 115–118.

3. Житкова Е.В. Музыкальные произведения как средство обучения иноязычному общению [Текст] / Е.В. Житкова, Н.А. Качалов // Вестник ТГПУ. – 2007. – Вып. 4. – С. 104–108.

4. Киеня Н. Полиглот Дмитрий Петров [Электронный ресурс] // Известия. – 2007. – 27 июня / Н. Киеня. – URL: http://izvestia.ru/news/326023 (дата обращения: 19.04.2015).

5. Кочетова В.А. Работа с музыкальным материалом как способ активизации речевой деятельности на уроке немецкого языка [Электронный ресурс] / В.А. Кочетова, В.Н. Данова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2012. – № 1. – С. 67–73. – URL: http://www.vestospu.ru (дата обращения: 19.05.2015).

6. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению [Текст] / Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, 1989.

7. Чех Н.В. Использование разножанровой молодежной музыки в обучении иностранному языку студентов-первокурсников технических вузов [Текст] / Н.В. Чех, Т.В. Нечипорук // Вестник СевНТУ: сб. науч. труд. – Севастополь, 2013. – Вып. 144. – С. 165–170.

8. Широких А.Ю. Способы произвольного запоминания иноязычной терминологии в практике обучения иностранным языкам [Текст] / А.Ю. Широких // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 9. – С. 248–252.

9. Bird M. Financial Meltdown Rap: Song Explaining the Financial and Economic Crisis. URL: http://www.youtube.com/watch?V=Lrbupsvbhb8 (дата обращения: 19.04.2015).

10. Nation I.S.P. Learning Vocabulary in Another Language. Cambridge University Press, 2001.

Войти или Создать
* Забыли пароль?