В статье рассматриваются проблемы формирования содержания профессионального образования в сфере физической культуры и спорта (ФКиС) в соответствии с вновь утвержденными нормативно-правовыми актами. Приводится анализ профессионального стандарта «Спортивный тренер» в связи с нормативно-правовыми изменениями в системе профессионального образования. Современное содержание профессионального образования построено на компетентностном подходе. Компетенции должны быть представлены в профессиональных стандартах и связаны с выполняемыми видами деятельности и функциями спортивного тренера, в соответствии с общероссийским классификатором должностей.
профессиограмма, квалификационная характеристика, способности, тренерская деятельность, функции тренера, профессиональное образование.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании» и Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [4, 6]. Нормативно-правовые изменения в системе профессионального образования [4, 6] влекут за собой необходимость доработки профессиональных стандартов в сфере ФКиС с целью конкретизации компетенций и видов деятельности в соответствии с должностями, существующими в отрасли.
Мы рассмотрели данный Приказ [4] в связи с разработанным профессиональным стандартом «Спортивный тренер». На наш взгляд, стандарт не соответствует выше упомянутому Приказу и Закону РФ «Об образовании» [6] , так как не содержит компетенций, а также видов и характеристик деятельности в соответствии с разными областями сферы ФКиС (физическое воспитание, массовый спорт, спорт высших достижений и др.) и различными субъектами професиональной деятельности (дети, подростки, взрослые).
1. Беляев В.С., Николаева Н.И. Соответствие профиля выпускников вуза перечню должностей в сфере физической культуры и спорта (статья) // Культура физическая и здоровье. — 2012. — № 2 (38). — С. 63–67.
2. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность. Учебное пособие. — М.: Терра-Спорт, 2000. — 120 с.
3. Николаева Н.И., Родионов В.А. Профессиональное становление студентов вузов физической культуры и их готовность к будущей профессиональной деятельности // Юридическая психология. — 2014. — № 1. — С. 33–36.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» // РГ. 2013. 28 авг.
5. Прохоров В.Н., Подольский В.Г. Исследование некоторых сторон деятельности тренера ДЮСШ // Теория и практика физ. культуры. — 1978. — № 2. — С. 38–40.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ.