Статья подготовлена на основе доклада на Всероссийской научно-методической конференции «Эволюция менеджмента и будущее управленческого образования», проведенной 25 апреля 2012 г. в рамках ежегодного совещания Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента.
«золотой век менеджера», современное инновационное управление, уровневое образование, компетентностный подход, зарубежный опыт, управление интеллектуальными ресурсами, инженерно-управленческое образование, роль Государственного университета управления в развитии управленческого образования.
Управление — одна из немногих, если не единственная, область профессиональной деятельности, где более всего проявляется дефицит самого ценного и самого востребованного ресурса — кадрового. Эффективность развития любой организации, безусловно, определяется успешным управлением.
Без преувеличения можно сказать, что любые кризисы в экономике, политике, социальной сфере, бизнесе являются следствием неэффективного государственного либо корпоративного управления. Актуальность этих проблем во многом обусловлена усилением тенденции возрастания роли не только человеческого капитала в производстве материальных ресурсов, но и различного рода социокультурных услуг.
Человеческий, организационно-управленческий капитал, капитал профессиональной компетентности во многих сферах жизнедеятельности доминирует в системе конечной эффективности. Чем больше экономика и социальная жизнь зависят от организованных человеческих сообществ, тем более значительное место занимают в их развитии менеджеры и создаваемые ими управленческие системы и механизмы.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК МЕНЕДЖЕРА»
Все более очевидно, что менеджмент как управленческая концепция и профессиональное образование образца второй половины ХХ в. явно устарел. Более того, его консервативные носители и живучие организационные структуры стали фактором риска для дальнейшего развития. Следовательно, надо искать новые подходы к формированию методологии управленческого образования, сопряженного с адекватными потребностями квалифицированных кадров на всех уровнях управления.
Движение к современному инновационному управлению в контексте междисциплинарного образования предполагает хотя бы краткий анализ предыдущих этапов его развития. В советский период система управления всеми общественными процессами опиралась на монополию административно-политического аппарата, исповедовала принципы тотальной централизации, делала ставку на консерватизм управленческого мышления и стиля поведения. Это обусловливало как ее достоинства — универсальность, прочность, централизованность, исполнительность, так и недостатки — неповоротливость, несовместимость с возросшими темпами научно-технического прогресса и с глобальными вызовами. Эта система не выдержала конкуренции. Оценка управленческого опыта советского периода до сего времени остается противоречивой. Но и пренебрежение этим опытом недешево обходится нашему обществу.
После смены государственно-политического и социально-экономического устройства в 1991—1992 гг. мы промедлили с модернизацией всех элементов, прежде всего системы экономического и социального управления, чрезмерно увлекшись борьбой за политическую власть и идеологическое влияние. Чем обернулся вакуум управленческих кадров нового типа, ориентированных на управленческую инноватику и эффективность, хорошо известно.
1. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высш. образование в России. — 2010. — № 5. — С. 32—37.
2. Кузьмина Ю.О. Компетентностный подход в образовательном процессе высшей школы // Высш. образование сегодня. — 2010. — № 11. — С. 22, 23.
3. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские изменения / Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.
4. Стратегии развития российских вузов: ответы на новые вызовы / Под науч. ред. Н.Л. Титовой — М.: МАКС Пресс, 2008.
5. 21st Century Management: a Reference Handbook / Ed. by Charles Wankel. Los Angeles: SAGE Publications, Inc., 2008.
6. Berggren Christian, Söderlund Jonas. Management Education for Practicing Managers: Combining Academic Rigor With Personal Change and Organizational Action //Journal of Management Education, June 2011, vol. 35, 3, pp. 377—405.
7. Globalization of management education: changing international structures, adaptive strategies, and the impact on institutions: Report of the AACSB International Globalization of Management Education Task Force. Tampa, Fla.: AACSB International; Bingley, UK: Emerald Group Publishing, 2011.
8. Philip G. Altbach, Liz Reisberg, Laura E. Rumbley. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution A Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001832/183219e.pdf
9. University and corporate innovations in lifelong learning / Ed. by Charles Wankel and Robert DeFillippi. Charlotte, N.C.: IAP — Information Age Pub., 2008.