Дана развернутая характеристика объективного, субъективного, системного, информационного и технологического подходов, в качестве «методологического наполнения» которых представлены «схемные» и систематические методы решения проблем практической педагогической деятельности.
педагогическая проблема; факторы; подходы; методы решения; практическая деятельность.
Доказывать необходимость формирования такого базиса, скорее всего, не имеет смысла, поскольку в процессе любой деятельности принципы и правила ее организации и те закономерности, которые при этом имеют место, объективно определяют ее эффективность. Более продуктивно определить, чем этот базис наполняется. Здесь видятся две важнейшие проблемы.
Первая из них — выделение места и роли педагогического руководства, его типов и методов в активизации творческой и самостоятельной деятельности учащихся, в сдвиге их мотивов в сторону потребности к творческой продуктивной деятельности.
Вторая — создание эффективных механизмов преодоления существующих противоречий, имеющих место в процессе педагогического взаимодействия. Это противоречия в сфере создания, между старым и новым; между людьми, одни из которых выступают носителями нового, другие — старого. Без такого преодоления невозможно получить новые творческие результаты деятельности субъектов.
Действия по разрешению проблем уже сами по себе генерируют целую группу подходов, способных в совокупности, а то и самостоятельно решать любые проблемы, возникающие в процессе практической педагогической деятельности. В эту группу входят: «объективный», «субъективный», системный, информационный и технологический подходы к решению практических проблем. Методологическое наполнение этих подходов, придание им инструментальной силы идет через так называемые методы порождения, представления и использования знаний их носителей, которым должен следовать субъект педагогической практики, чтобы разрешать имеющиеся проблемы. Подобные методы в контексте нашего изложения — это и формы организации деятельности и их приложение к решению различных практических проблем в различных областях педагогической действительности. Адекватная реализация этих методов в рамках перечисленных подходов позволит строить сознательно регулируемые процессы.
Объективный подход опирается на нормы и традиции рационализма (Р. Декарт). Это означает, что решаемые проблемы должны быть хорошо определенными, корректно поставленными, методы решения детерминированными, обоснованными, решающий задачу — рациональным. Методологический принцип «объективного» подхода состоит в том, что решение проблем должно осуществляться за счет известных «объективных» методов и средств без учета субъективного фактора. Характерным для «объективного» подхода является затушевывание субъективных факторов. Это достигается тем, что субъект практики верит в объективный характер используемых им средств решения, в то, что решение происходит в соответствии с парадигмой определенного научного направления. Либо это достигается с помощью процедуры специального учета «человеческого фактора» и последующим исключением его полученных данных.
1. Абрамова Н.А., Сперанская И.В. Развиваемая семантическая модель как механизм формализации знаний // Всесоюзная научно-практ. конф. по искусственному интеллекту. — Тез. докл. — Т.1. — Переславль-Залесский, 1988. — С. 44—48.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решений изобретательских задач. — Новосибирск, 1987.
3. Брейтигам Э.К. Обучение математике в личностно ориентированной модели образования // Педагогика. — 2000. — № 10. — С. 45—48.
4. Величковская Б.М. Современная когнитивная психология. — М.: МГУ, 1982.
5. Маерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: практическое пособие. — Минск. — М.: АСТ, 2000.
6. Шапиро С.И. Мышление человека и переработка информации ЭВМ. — М.: Сов. радио, 1980.