Автором рассмотрена проблема организации образовательного процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся. На основе анализа работ отечественных ученых автором выявлены маскулинные и феминные характеристики юношей и девушек, особенности организации учебной работы в разных гендерных группах.
гендерная доминанта; индивидуальные различия; качество учебных достижений; образовательный процесс.
Необходимость обеспечения качественной реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизирует подходы к совершенствованию образовательного процесса. Требования, обозначенные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», — соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (ФГОС СПО) — построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и др., выявили необходимость работы по изучению личности студентов. Поскольку половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности, то осуществление индивидуального подхода к каждому обучающемуся невозможно без учета особенностей пола [5].
1. Гавриш И.А. Формирование нравственных ориентаций личности школьников в учебно-воспитательном процессе с учетом их гендерных различий: дисс. …канд. пед. наук. — М.: МГОУ, 2012.
2. Гаджиев Г.М., Багичева Ж.Б. Гендерный подход к профессиональной адаптации студента в образовательной среде педагогического вуза: монография. — М.: Парнас, 2011. — 152 с.
3. Симонов В.П. Педагогическая диагностика в образовательных системах. — М.: УЦ «Перспектива», 2010.
4. Чекалина А.А. Гендерная психология. — М.: Ось-89, 2009.
5. Шишов С.Е. Качество общего образования в постиндустриальном обществе // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2008. — № 5. — С. 52—56.
6. Шишов С.Е. Ценности качества образования школьника и качества школьного образования // Ценности и смыслы. — 2010. — № 3. — С. 5—22.