Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье продолжается разговор о методах обогащения чувственного опыта младших школьников, роли восприятия в развитии мышления и связной речи учащихся. Приводятся примеры исследовательских работ, которые целесообразно проводить с учениками начальной школы.
младшие школьники; исследовательская деятельность; структура; цель; исследовательское поведение; требования к условиям организации исследовательской деятельности.
Значение чувственного опыта для интеллектуального развития ребенка трудно переоценить. Однако он обогащается не только в процессе восприятия, но и в непосредственной поисковой деятельности. Как известно, целенаправленное наблюдение — основа любого исследования.
Использование исследовательского метода обучения, т.е. создание условий для поисковой деятельности учащихся, — сегодня очень актуальная задача. Ее решение обеспечит приоритет активных методов обучения. Это возможно потому, что в процессе поисково-исследовательской деятельности ученик проходит путь ученого по установлению факта, связи, закономерности. Подтвердим эту мысль словами К.Д. Ушинского: «Ребенок требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием».
Исследовательская деятельность с позици психологии
Исследовательская деятельность — особый вид поисковой интеллектуально-творческой деятельности, которая строится на основе познавательной активности и исследовательского поведения человека.
Что такое исследовательское поведение?
Исследовательское поведение — это действия субъекта, направленные на попсИхологИИ лучение знаний об объекте действительности. Психологи выделяют несколько важнейших характеристик исследовательского поведения:
- направлено на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации;
- основывается на поисковой активности участников;
- опирается на их инициативу и самостоятельность;
- ориентировано на результат, который предполагает получение новых знаний, подтверждение (опровержение) гипотезы.
1. Ушинский К.Д. Детский мир // К.Д. Ушинский. Собр. соч.: в 11 т. Т. 4. — М.–Л.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1949. — С. 671.