Развитие потребительского спроса в индустрии туризма, усложнение его структуры, отношений и изменений заставляют многие страны создавать новые, порой необычные туристские предложе- ния. Так, государства обращают внимание на потенциал полярных регионов, которые раньше могли казаться проблемными зонами ведения хозяйства. Новый взгляд на проблему и рассмотрение её в каче- стве потенциала для роста и развития экономики территории уже позволил создать солидные стра- тегии развития туризма в Гренландии, Канаде, Норвегии, США, Аргентине и ряде некоторых других государств. Проведенное исследование опыта развития туризма в полярных регионах стран мира по- зволило определить особенности разработки стратегий роста и развития туризма, создания турист- ских продуктов и проектов, направленных на долгосрочное развитие туристской сферы, например, программ поддержки образования, финансирования проектов индустрии туризма и гостеприимства, создание краудсорсинговых проектов и площадок для неформальной коммуникации игроков рынка ту- ризма полярных регионов. Поддержка развития туризма в полярных регионах государств позволяет решать важнейшие задачи, среди которых обеспечение национальной безопасности, решение соци- альных проблем, поддержка в сохранении коренных народов, их самобытности, культуры, развитие предпринимательской инициативы у местного населения. В статье проанализирован опыт государ- ственного управления, законодательных инициатив, бизнес инициатив, некоммерческих и профессио- нальных объединений, научных исследований в странах и территориях, в которых туризм в полярных регионах существует уже на протяжении длительного периода времени. Все это представляется крайне важным и актуальным для территории Российской Федерации, обладающей значительными площадями, находящимися за полярным кругом. Исследование является базой для опорного, систем- ного развития туризма в полярных территориях России, поддержки социальных, культурных и пред- принимательских инициатив местного населения, создания условий благоприятного экономического климата в смежных с туризмом видов хозяйственной деятельности. Статья написана в рамках про- екта № 114–15–05–05–02 Федерального агентства по туризму.
Арктика, маршрут, опыт, полярный, программа, развитие, туризм, маршрут, экспедиция
Введение. Значимость проведенного исследования определяется результатами собранного и проанализированного материала, характеризующего опыт регулирования и управления развитием туристской сферы со стороны государства и бизнеса, а также программ, реализуемых некоммерческими и негосударственными фондами и объединениями, научным сообществом.
1. Зырянов А.И. Теоретические аспекты географии туризма. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2013. 158 с.
2. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Логика туристского путешествия и разработка эталонных маршрутов // Географический вестник. 2009. № 2. С. 78–88.
3. Мосалёв А.И. Роль сектора средств размещения в структуре туристской маршрутной сети России // Вестник Ассоциации вузов туризме и сервиса. 2015. Т. 9. № 2. С. 14–22.
4. Саранча М.А. Методика исследования и состояние туристской маршрутной сети России // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 2. С. 23–27.
5. Тотонова Е.Е. Развитие туризма северных территорий Канады в современных условиях // Вестник Череповецкого Государственного Университета. 2011. Т. 2. № 2. С. 41–45.
6. Alaska State Legislature Senate Special Committee on the Arctic, March 10, 2015.
7. Brouder P. (2013). Tourism Development in Peripheral Areas: Processes of Local Innovation and Change in Northern Sweden. Doctoral thesis thesis, Mid Sweden University.
8. Department of Tourism and Culture (2013). The 2014–2015 Tourism Plan Yukon. Press release, issued http://travelyukon. com/sites/default/files/tourismplan‑2014–2015.pdf.
9. Doiron A.A. (2011). Tourism development and the third sector: A case study on Dawson City, Yukon. Master of Arts M.A. thesis, Concordia University.
10. Ett framgångsrikt märke – som många har bidragit till [online]. (2015). Available from: http://www.naturensbasta.se/ sponsorer/index.asp (Accessed 01.06.0215).
11. Gongmei Yu, Zvi Schwartz, John E. Walsh (2009). Effects of Climate Change on the Seasonality of Weather for Tourism in Alaska. Arctic.62, pp.443–457.
12. Jacqueline Grekin (1994). Understanding the community-level impacts of tourism development: the case of pond inlet, northwest territories. Master of Arts M.A.in Geography thesis, McGiIl University.
13. Koskenkorva U. (2012). SnowActive. Master of Tourism thesis, Kajaanin ammattikorkeakoulu. Matkailun koulutusala.
14. Länsstrategiplanen (2013, April). Länsstrategiplan för rese- och turistnäringen i Västerbottens län. (36703). publisher Tallen Available from: http://www.visitvasterbotten.se/media/36703/lansstrategiplanen.pdf. (Accessed: 05.05.2015).
15. MINTEL. (2006). Turisme og friluftsliv på Svalbard: utvikling, politiske føringer, rammebetingelser, utfordringer og strategier Medvirker: Longyearbyen: http://www.sysselmannen.no/Strategidokument_for_turisme_og_friluftsliv_mBpjq.pdf.file.
16. MINTEL. (2008). Nunavut Visitor Exit Survey. 2008 Final Report. Iqaluit: http://www.gov.nu.ca/sites/default/files/files/ Nunavut_Visitor_Exit_Survey_2008.pd.
17. Naalakkersuisut (2012, June). National Turismestrategi 2012–2015. (1). Publisher Nuuk Available from: http://climategreenland. gl/media/19173/National-turismestrategi‑2012–2015.pdf. (Accessed: 05.05.2015).
18. Naturbasert turisme i Troms (2015). Hvem er fremtidens premissleverandør for et bærekraftig Reiseliv?
19. Pontificia Universidad Católica de Chile (2015, Marzo). Pontificia universidad católica de chile facultad de arquitectura diseño y estudios urbanos dirección de extensión y servicios externos. (DESE UC I El). $publisher Providencia Available from: http:// concursolocontador.com/wp-content/uploads/2014/docs/150305_BASES_Administrativas.pdf. (Accessed: 01.05.2015).
20. Report (2014). State of Alaska Tourism Marketing Plan Fiscal year 2014. (pdf). Available from: <http://commerce.state. ak.us/dnn/Portals/6/pub/TourismResearch/MKTProgram/FY14 Marketing Plan.pdf>. [Accessed 04.05.2015].
21. Stenbakken A., Lings A., Lynge U. (2015). Siuariartorneq atugarissaarnerlu – Kalaallit Nunaata ineriartornissaanut periarfissat. In: While we wait for the investments, 6–7 May, Nuuk.
22. Taloustutkimus Oy (2002). Matkailun Rakenteelliset Ongelmat. MEK A: 124. ed. Helsinki: Matkailun edistämiskeskus.
23. Thisted K. (2012). Pioneering Nation – markedsføring af Grønland under selvstyret. Tidsskriftet Grønland. 3, pp.214–225.
24. Tunngasaiji: A Tourism Strategy for Nunavummiut. (2014). Iqaluit: http://www.nunavut.ca/files/07 GN Tourism Strategy.pdf.
25. Turisme og friluftsliv på Svalbard: utvikling, politiske føringer, rammebetingelser, utfordringer og strategier. Bøker. ed. longyearbyen (2006): Longyearbyen: Sysselmannen på Svalbard.