предложена методика встроенного контроля ременной передачи автомобильного генератора или ременной передачи вентильного электродвигателя на базе мощного автомобильного генератора для тягового электропривода конверсионного гибридного автомобиля. Приведены и проанализированы варианты реализации встроенного контроля ременной передачи автомобильного генератора и ременной передачи вентильного электродвигателя. Описана практическая реализация встроенной диагностики ременной передачи в конвер-сионном гибридном автомобиле.
ременная передача, упругое скольжение, частичное буксование, автомобильный генератор, вентильный электродвигатель, конверсия автомобиля, гибридная силовая установка, электропривод.
УДК 621.313.333
Двадненко В. Я. к.т.н, доцент кафедрыавтомобильной электроники Харьковского национального автомобильно-дорожного университета, Украина |
Dvadnenko V. Ya. Cand. Tech.Sci., the associate professor of automobile electronics of the Kharkov national automobile and road university, Ukraine |
DOI: 10.12737/14666
УСТРОЙСТВО ВСТРОЕННОГО КОНТРОЛЯ РЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧИ АВТОМОБИЛЬНОГО ГЕНЕРАТОРА
On-board diagnostics device belt drive automotive
alternators
Ключевые слова: ременная передача, упругое скольжение, частичное буксование, автомобильный генератор, вентильный электродвигатель, конверсия автомобиля, гибридная силовая установка, электропривод.
Аннотация: предложена методика встроенного контроля ременной передачи автомобильного генератора или ременной передачи вентильного электродвигателя на базе мощного автомобильного генератора для тягового электропривода конверсионного гибридного автомобиля. Приведены и проанализированы варианты реализации встроенного контроля ременной передачи автомобильного генератора и ременной передачи вентильного электродвигателя. Описана практическая реализация встроенной диагностики ременной передачи в конверсионном гибридном автомобиле.
Keywords: belt drive, automotive alternator, elastic slip, partial slippage, BLDC motor, the conversion of a vehicle, a hybrid propulsion system, electric drive.
Summary: the technique of on-board diagnostic vehicle alternator belt transmission or belt drive BLDC motor for conversion hybrid car. We presented and analyzed embodiments of the built-in control belt drive automotive alternator and belt drive BLDC motor. We describe the practical implementation of on-board diagnostic belt drive in the conversion of hybrid cars.
В современной автомобильной технике широко применяются ременные передачи для привода генераторов. Кроме того, применяемые в автомобильных генераторах синхронные электрические машины могут быть успешно использованы cременной передачей в качестве тягового вентильного электропривода для конверсионного подзаряжаемого гибридного автомобиля [1, 2]. Режим тягового вентильного электродвигателя может применяться также в двигателе-генераторе для системы «старт-стоп». Основными критериями работоспособности ременных передач являются тяговая способность, обусловленная сцеплением со шкивами, а также долговечность ремня, которая определяется в основном его сопротивлением усталости. Исследуя тяговую способность, строят таблицы-графики скольжения и КПД от полезной нагрузки (окружной силы), которую выражают через коэффициент тяги, показывающий, какая часть предварительного натяжения ремня полезно используется для передачи нагрузки. На их базе производят расчета ременных передач [3]. По виду этих зависимостей диапазон нагрузок может быть разбит на зону упругого скольжения, зону частичного буксования ремня и на зону полного буксования ремня. Максимальный КПД ременной передачи имеет место на границе зоны упругого скольжения и зоны частичного буксования [3]. При работе ременной передачи полезная нагрузка может меняться в широких пределах, кроме того, расположение переходов между зонами существенно зависит от натяжения ремня, которое может меняться в процессе эксплуатации. Таким образом, актуальной становится проблема контроля выхода ременной передачи за пределы зоны упругого скольжения в процессе работы, поскольку тогда быстро сокращается ресурс ременной передачи и нарушается нормальная работа генератора или вентильного электродвигателя. Постоянный полный контроль ременной передачи возможен при наличии встроенного контроля (самодиагностики) в автомобиле (On-BoardDiagnostics(OBD)), который обнаруживает выход ременной передачи за пределы зоны упругого скольжения и информирует об этом водителя включением индикаторной лампы неисправности (CheckEngine) с записью соответствующего кода неисправности. В настоящее время полный контроль ременной передачи производится при ТО автомобиля. Встроенный контроль, например, в системе OBD-II, производится только по факту отсутствия зарядки, т. е. при обрыве ремня или при его полном буксовании.
1. Двадненко, В. Я. Конверсия обычного автомобиля в подзаряжаемый гибрид – путь к снижению эксплуатационных расходов и улучшению экологии городов [Текст] / В. Я. Двадненко // Материалы международной научно-практической конференции «Информационные технологии и инновации на транспорте», – Орел : ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», Россия – 2015. – С. 179-184.
2. Бажинов, О. В. Конверсія легкового автомобіля в гібридний. [Текст] монография : / О. В.Бажинов, В. Я. Двадненко, М. Хакім,. – Харків : ХНАДУ, 2014. – 200 с.
3. Решетов, Д. Н. Детали машин [Текст] / Д. Н. Решетов. – 4-е изд. Перераб. и доп. – М. : Машиностроение, 1989. – 496 с.
4. Василевский, В. И. Автомобильные генераторы. [Текст] / В. И. Василевский, Ю. А. Купеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Транспорт, 1978. – 159 с.
5. Двадненко, В. Я. Расчет основных характеристик тягового вентильного электродвигателя на базе автомобильного генератора. [Текст] / В. Я. Двадненко // Автомобильный транспорт, Харьков, вып. 35, 2014. – С. 80-86.