В статье рассматривается языковая игра как компонент языковой картины мира. В последние десятилетия происходит существенное изменение разговорной речи, что ведет к изменению языковой картины мира. Одним из способов изменения языковой реальности является языковая игра. Автор уточняет определения языковой игры, картины мира и языковой картины мира.
межкультурная коммуникация, международное партнерство, языковая игра, коммуникация, языковая картина мира, картина мира.
Говоря о процессе коммуникации, мы, в первую очередь, имеем в виду речевую коммуникацию. Главная цель речевой коммуникации — обмен различного рода информацией [4, с. 7] К концу XX в. в сознании носителей языка произошли изменения в представлении об эталоне хорошей речи, книжное сменилось подчеркнуто разговорным и даже нелитературным. Это привело к существенному изменению языковой реальности и вместе с этим языковой картины мира.
На рубеже ХIХ–ХХ вв. в науку был введен термин «картина мира», который в 60-х гг. прошлого века рассматривался в рамках семиотики при изучении первичных моделирующих систем (языка) и вторичных систем (мифа, религии, фольклора, поэзии, кино, живописи, архитектуры). Понятие языковой картины мира опирается на идеи В. фон Гумбольдта и неогумбольдтианцев (Л. Вайсгербер и др.) о внутренней форме языка, а также было отражено в идеях американской этнолингвистики, в так называемой гипотезе лингвистической относительности Сепира-Уорфа.
Картина мира представляет собой реальность человеческого сознания и основу духовной жизни. Таким образом, мировидение каждого народа складывается в свою собственную картину мира. Отсюда следует, что менталитет любого общества обусловлен в значительной степени его картиной мира, в которой представлено его мировидение и миропонимание ее членов.
Картину мира можно назвать знанием о мире, которое лежит в основе индивидуального и общественного сознания. Язык же выполняет требования познавательного процесса. Необходимо отметить, что концептуальные картины мира у разных людей могут быть различными. Однако люди, говорящие на разных языках, могут иметь близкие концептуальные картины мира, в то время как люди, говорящие на одном языке — разные. Таким образом, можно предположить, что в концептуальной картине мира взаимодействует общечеловеческое, национальное и личностное.
По мнению А.А. Залевской, картина мира — это целостный, глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека, возникающей у него в ходе всех его контактов с миром. Познавая мир, человек составляет свое представление о нем, таким образом, в его сознании возникает определенная «картина мира», или «языковая модель мира» [7, с. 40].
Понятие языковой картины мира включает две связанные между собой, но различные идеи:
- каждый язык «рисует» свою картину, изображающую действительность несколько иначе, чем это делают другие языки;
- картина мира, предлагаемая языком, отличается от научной.
1. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Интегральное описание языка и системная лексикография. М., 1995. Т. 2.
2. Борботько В.Г. Игровое начало в деятельности языкового сознания. Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: Ин-т языкознания РАН, 2000.
3. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Аномалии в тексте: проблемы интерпретации // Логический анализ языка: Противоречивость и аномальность текста. М., 1990. С.104.
4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М.: ИНФРА-М, 2006.
5. Донгак С. Критика и семиотика // Красноярский государственный университет. Россия. Вып. 3/4, 2001. С. 78–84.
6. Залевская А.А. Национально-культурная специфика картины мира и различные подходы к ее исследованию // Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. ред. Н.В. Уфимцева. М., 2000. С. 39–54.
7. Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Языковая игра // Русская разговорная речь: Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М., 1983. С. 172–214.
8. Кант И. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Мысль, 1964.
9. Коновалова О.Ю. Языковая игра в современной русской разговорной речи: монография. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008.
10. Нухов С.Ж. Языковая игра в словообразовании: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 1997. С. 36–37.
11. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999. С. 13.
12. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992.