В статье проведен анализ исторического становления маркетингового подхода в территориальном управлении как в России, так и за рубежом. На основе различных подходов раскрывается сущность территориального маркетинга, характеризуются его особенности, цели и задачи, а также акцентируется внимание на взаимосвязи видов маркетинга в территориальном управлении. Рассмотрены актуальные проблемы теории и практики маркетингового подхода в управлении территориями. Выявлена необходимость разработки концептуальной системной теории и практических разработок в сфере территориального маркетинга. В статье определен ряд основных проблем, решение которых позволит провести территориальный маркетинг на новый уровень и повысить его эффективность.
территориальный маркетинг, брендинг территорий, конкуренция территорий, продвижение территории, территориальное управление
1. Вард С. Продажа территорий: маркетинг и продвижение городов и мегаполисов в 18502000 годах. — М.: Рефл-бук, 1998. — 327 с.
2. Ashworth G.J., Voogd H. Marketing the city: concepts, process and Dutch applications. Town Planning Review. — 1988. — Vol. 59 (1). — P. 65-79.
3. Ashworth G., Voogd H. Selling the City: Marketing Approaches in Public Sector Urban Planning. L.: Belhaven, 1990.
4. Meer J. van der. The Role of City Marketing in Urban Management. — Rotterdam: EURICUR. Erasmus University, 1992.
5. Kotler P., Haider D., Rein I. Marketing Places: Attracting Investment< Industry and Tourism to Cities, States and Nations. — N.Y.: The Free Press, 1993.
6. Лавров А.М., Сурнин В.С. Реформирование экономики: региональные аспекты // Региональный маркетинг и тенденции его развития. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994.
7. Арженовский И.В. Маркетинг регионов: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика». — М.: ЮНИТИ, 2012. — 135 с.
8. Бутов В. И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. — М.; Ростов-на-Дону: Книжный дом «Университет»; Издательский центр «МарТ», 2000. — 448 с. (Экономика и управление).
9. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: учеб. пособие. — М.: Изд-во РАГС, 2001.
10. Гринчель Б.М., Назарова Е.А. Типология регионов по уровню и динамике повышения качества жизни // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2015. — № 3 (39). С. 111–125.
11. Орлова Т.М. Управление развитием города: метод. рекомендации местным администрациям по продвижению городов. — М.: Холдинговая компания «ТИКОМ», 2001. — 40 с.
12. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 279 с.
13. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: учеб. пособие. — М.: Изд-во РАГС, 2003.
14. Сачук Т.В. Поведение потребителей в территориальном маркетинге. — Петрозаводск: Карельский науч. центр РАН, 2005.
15. Анхолт С. Брендинг: дорога к мировому рынку. — М.: Кудиц-образ, 2004. — 272 с.
16. Дубова Ю.И. Институциональный инструментарий повышения маркетинговой привлекательности территории // Современная экономика: проблемы и решения. — 2013. — № 1 (37). — С. 139–149.
17. Капустина Л.М., Чернявских Е.Н. К вопросу о понятии территориального маркетинга // Известия УрГЭУ. — 2011. — № 5 (37). — С. 110–115.
18. Динни К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / пер. с англ. В. Сечной. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 336 с.
19. Визгалов Д.В. Маркетинг города. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. — 110 с.
20. Туранина Н.А., Туранин В.Ю. Бренд как одно из условий успешного социально-экономического развития регионов России // Научные ведомости. — 2017. — № 41. — С. 156–157.