В статье рассматриваются процессы глобализации экономики и приводятся механизмы ее регулирования. В ней раскрываются важные составляющие научной школы взаимодействия власти, бизнеса и общества профессора В.Ф. Уколова и профессора И.К. Быстрякова и формулируются базовые основания использования результатов ее работы на практике.
сетевая экономика, глобализация, государственное регулирование, адаптация, виртуальная экономика, постмодернизм, виртуальное пространство, виртуальный мир, виртуальный рынок, властные причины сопротивления адаптации, виртуальное предприятие, виртуальные услуги, медиаотрасль, эстетизация, постмодернизм.
Развитие сетевой экономики, базирующееся преимущественно на горизонтальных связях, приводит к эволюции взаимодействующих экономических систем, формированию новых отношений между ними и требует адекватных механизмов их регулирования. Это качественно новое взаимодействие субъектов отношений, которое начинает вытеснять традиционные формы экономических связей. Сетевые особенности свойственны почти всем видам экономической деятельности, их влияние усиливается в связи с быстрым развитием средств телекоммуникаций. Уже сейчас вклад медиаотрасли России в ВВП, составляющий 1,4%, сопоставим с вкладом таких отраслей, как промышленность строительных материалов, легкая промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность, а с учетом опыта развитых стран ее доля в ВВП может составить 2,5–4,5%. Но согласно прогнозу к 2015 г. оборот отрасли может превысить 1250 млрд рублей, из которых на долю телерадиовещания будет приходиться не менее 30% [5].
Однако действующая система регулирования сетевой экономики в современных макроэкономических системах не обеспечивает эффективной реализации интересов российского общества. Во многом это вызвано тем, что сетевая экономика не только не изучена, но и до сих пор не имеет единого толкования среди ученых-экономистов и практиков. Анализ имеющихся исследований данного явления позволяет утверждать, что такая экономика должна базироваться на культуре народа, сочетании процессов регулирования и либерализации отношений, возникающих в процессе взаимодействия экономических систем. Однако рациональная модель подобного развития пока еще до конца не сформирована.
В стране реализуются различные программы реформирования экономической системы, выстраиваются взаимоотношения субъектов хозяйствования на межгосударственном и внутригосударственном уровнях управления, реализуются меры по их воплощению. Но, несмотря на предпринимаемые усилия, экономические и социальные результаты функционирования нашего государства в глобализирующемся мире не оправдывают ожиданий общества и больше ориентированы на попытки использования западного опыта, нежели построение собственной национальной системы, основанной на российской культуре и присущей ей менталитету народа. Они не способствуют эффективному развитию сетевой экономики, не оказывают должного влияния на рост благосостояния народа и решение социальных проблем общества.
1. Быстряков И.К., Уколов В.Ф. Постмодернизм в управлении развитием территорий. Вестник университета (ГУУ). — М., 2012.
2. Быстряков И.К., Уколов В.Ф. Эстетика в управлении пространством. — М.: Вестник университета (ГУУ), 2012.
3. Василенко И. Диалог культур, диалог цивилизаций / Этнос и политика: Хрестоматия. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — 400 с.
4. Зигмунд Бауман. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. — М.: Логос, 2002.
5. Концепция федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007–2015 годы)» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г .№ 1700-р.
6. Костенко Н. Культурні ідентичності: перетворення і визначення // Соціологія: теорія, методи, маркетинг. — 2001. — № 4. — С. 68–88.
7. Мильнер Б.З., Орлова Т.М. Организация создания инноваций. — М.; ИНФРА-М, 2013. — С. 3.
8. Уколов В.Ф., Масс А.М., Быстряков И.К. Теория управления. — М.: Экономика, 2007. — С. 21–22.
9. Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества (словарь терминов). — М.: Экономика, 2011.