В данной статье рассматривается одна из сторон текстовой деятельности, а именно текстовоспринимающая деятельность, связанная с чтением научно-популярных иноязычных текстов и извлечением содержащейся в них информации. Раскрывается суть текстовоспринимающей деятельности на иностранном языке, рассматривающаяся с позиции формирования ряда готовностей и развития определенных умений. Выявляются затруднения, препятствующие извлечению и восприятию информации, содержащейся в такого рода текстах, приводятся результаты анализа учебно-методического комплекса по английскому языку с позиции готовности обучающихся к осуществлению текстовоспринимающей деятельности, намечаются возможные пути устранения затруднений.
текстовая деятельность, текстовоспринимающая деятельность, научно-популярный текст, предпрофильная подготовка, межпредметный элективный курс, готовность, универсальные учебные действия, ориентирование в структуре и логико-смысловом содержании, критическое мышление.
Обучение чтению научно-популярных иноязычных текстов на этапе предпрофильной подготовки (IX класс) может быть рассмотрено в качестве одной из задач обучения иностранному языку (ИЯ), что связано не только с овладением школьниками опосредованной формой общения в процессе развития коммуникативной компетенции, но и является для обучающихся существенным средством познания и обогащения интересующей их информацией в рамках профиля, который им предстоит выбрать в старшей школе и который содействует в определенной степени выбору предполагаемой будущей профессии. Чтение иноязычных научно-популярных текстов сопровождается проявлением не только предметных, но и метапредметных умений, значимых для социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений.
В силу этого обучение чтению научно-популярных иноязычных текстов (НПТ) может быть включено в содержание межпредметного элективного курса (МЭК).
С позиции деятельностного (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и компетентностного подходов (И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской и др.) к иноязычному образованию в целом и к овладению видами речевой деятельности основным результатом образовательной деятельности становится формирование у обучающихся ключевых компетенций, а процесс чтения и работу обучающихся с текстом для чтения как источником информации можно рассматривать и как текстовую деятельность, связанную с восприятием и активной переработкой информации.
В рамках МЭК, связанного с чтением НПТ на ИЯ на этапе предпрофильной подготовки, текстовую деятельность школьников следует рассматривать прежде всего как текстовоспринимающую деятельность [2, 4], которую некоторые исследователи определяют как первичную текстовую деятельность [1], в основе которой лежат механизмы восприятия и понимания информации.
1. Бабайкина Ю.А. Информативно-конструктивная и диакритическая функции письменного текста и текстовая деятельность: Дис. ... канд. фил. наук : 10.02.19 – М., 2009. – 177 с.
2. Болотнова Н.С. Текстовая компетенция и пути ее формирования в школе // Коммуникативно-деятельностный и текстоориентированные подходы к преподаванию русского языка. Материалы науч.-практич. конференции-презентации проекта-номинанта открытого регионального конкурса проектов повышения квалификации в сфере образования в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России (среднее образование)» института «Открытое общество» (12 марта 2001 г.). – Томск, 2001. – С. 66–76.
3. Большая советская энциклопедия/ Под ред. Б.А. Введенского. – М.: Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», второе издание. – 29 том. – С. 262.
4. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. – М. Наука, 1984. – 232 с.
5. Заир-Бек С. И. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма// Развитие критического мышления через чтение и письмо. – «Библиотека в школе», № 12, 2001., Ч. 1. – С.10–15.
6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня, 2003. – № 5. – С. 34–42.
7. Клустер Д. Что такое критическое мышление?// Развитие критического мышления через чтение и письмо. – «Библиотека в школе», № 12, Ч.1. – 2001. – С.3–6.
8. Мусницкая Е.В. Сто вопросов к себе и к ученику: книга для учителя. – М.: Дом педагогики, 1996. – 192 с.
9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981. – 584 с.
10. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сб. науч. тр. / под. ред. А.В. Хуторского. – М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С. 65–79.