One of the aspects of the textual activity – text perception - is considered, as related to with capturing the sense and gaining information while reading foreign popular scientific texts. The core of the text-perception activity is explored from the standpoint of forging certain readiness and developing certain skills. The author reveals obstacles, hindering perception of foreign-language texts of this kind, presents results of teaching materials evaluation in terms of students’ readiness for text perception activity and outlines ways to overcome such obstacles.
textual activity, text perception activity, popular scientific text, pre-profile training, integrated elective course, readiness, study skills, critical thinking, orienting in structure and logicaland- semantic content, critical thinking.
Обучение чтению научно-популярных иноязычных текстов на этапе предпрофильной подготовки (IX класс) может быть рассмотрено в качестве одной из задач обучения иностранному языку (ИЯ), что связано не только с овладением школьниками опосредованной формой общения в процессе развития коммуникативной компетенции, но и является для обучающихся существенным средством познания и обогащения интересующей их информацией в рамках профиля, который им предстоит выбрать в старшей школе и который содействует в определенной степени выбору предполагаемой будущей профессии. Чтение иноязычных научно-популярных текстов сопровождается проявлением не только предметных, но и метапредметных умений, значимых для социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений.
В силу этого обучение чтению научно-популярных иноязычных текстов (НПТ) может быть включено в содержание межпредметного элективного курса (МЭК).
С позиции деятельностного (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и компетентностного подходов (И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской и др.) к иноязычному образованию в целом и к овладению видами речевой деятельности основным результатом образовательной деятельности становится формирование у обучающихся ключевых компетенций, а процесс чтения и работу обучающихся с текстом для чтения как источником информации можно рассматривать и как текстовую деятельность, связанную с восприятием и активной переработкой информации.
В рамках МЭК, связанного с чтением НПТ на ИЯ на этапе предпрофильной подготовки, текстовую деятельность школьников следует рассматривать прежде всего как текстовоспринимающую деятельность [2, 4], которую некоторые исследователи определяют как первичную текстовую деятельность [1], в основе которой лежат механизмы восприятия и понимания информации.
1. Babaykina Yu.A. Informativno-konstruktivnaya i diakriticheskaya funktsii pis´mennogo teksta i tekstovaya deyatel´nost´: Dis. ... kand. fil. nauk : 10.02.19 – M., 2009. – 177 s.
2. Bolotnova N.S. Tekstovaya kompetentsiya i puti ee formirovaniya v shkole. Kommunikativno-deyatel´nostnyy i tekstoorientirovannye podkhody k prepodavaniyu russkogo yazyka. Materialy nauch.-praktich. konferentsii-prezentatsii proekta-nominanta otkrytogo regional´nogo konkursa proektov povysheniya kvalifikatsii v sfere obrazovaniya v ramkakh Megaproekta «Razvitie obrazovaniya v Rossii (srednee obrazovanie)» instituta «Otkrytoe obshchestvo» (12 marta 2001 g.). – Tomsk, 2001. – S. 66–76.
3. Bol´shaya sovetskaya entsiklopediya/ Pod red. B.A. Vvedenskogo. – M.: Gosudarstvennoe nauchnoe izdatel´stvo «Bol´shaya sovetskaya entsiklopediya», vtoroe izdanie. – 29 tom. – S. 262.
4. Dridze T.M. Tekstovaya deyatel´nost´ v strukture sotsial´noy kommunikatsii. – M. Nauka, 1984. – 232 s.
5. Zair-Bek S. I. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya posredstvom chteniya i pis´ma// Razvitie kriticheskogo myshleniya cherez chtenie i pis´mo. – «Biblioteka v shkole», № 12, 2001., Ch. 1. – S.10–15.
6. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii – novaya paradigma rezul´tata obrazovaniya// Vysshee obrazovanie segodnya, 2003. – № 5. – S. 34–42.
7. Kluster D. Chto takoe kriticheskoe myshlenie?// Razvitie kriticheskogo myshleniya cherez chtenie i pis´mo. – «Biblioteka v shkole», № 12, Ch.1. – 2001. – S.3–6.
8. Musnitskaya E.V. Sto voprosov k sebe i k ucheniku: kniga dlya uchitelya. – M.: Dom pedagogiki, 1996. – 192 s.
9. Leont´ev A.N. Problemy razvitiya psikhiki. – M.: MGU, 1981. – 584 s.
10. Khutorskoy A.V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevykh i predmetnykh kompetentsiy. Innovatsii v obshcheobrazovatel´noy shkole. Metody obucheniya. Sb. nauch. tr. / pod. red. A.V. Khutorskogo. – M.: GNU ISMO RAO, 2006. – S. 65–79.