STIMULATING STUDENTS TO THE TEXT-PERCEPTION ACTIVITY IN THE COURSE OF READING FOREIGN-LANGUAGE POPULAR-SCIENTIFIC TEXTS AT THE STAGE OF PRE-PROFILE TRAINING
Abstract and keywords
Abstract (English):
One of the aspects of the textual activity – text perception - is considered, as related to with capturing the sense and gaining information while reading foreign popular scientific texts. The core of the text-perception activity is explored from the standpoint of forging certain readiness and developing certain skills. The author reveals obstacles, hindering perception of foreign-language texts of this kind, presents results of teaching materials evaluation in terms of students’ readiness for text perception activity and outlines ways to overcome such obstacles.

Keywords:
textual activity, text perception activity, popular scientific text, pre-profile training, integrated elective course, readiness, study skills, critical thinking, orienting in structure and logicaland- semantic content, critical thinking.
Text

Обучение чтению научно-популярных иноязычных текстов на этапе предпрофильной подготовки (IX класс) может быть рассмотрено в качестве одной из задач обучения иностранному языку (ИЯ), что связано не только с овладением школьниками опосредованной формой общения в процессе развития коммуникативной компетенции, но и является для обучающихся существенным средством познания и обогащения интересующей их информацией в рамках профиля, который им предстоит выбрать в старшей школе и который содействует в определенной степени выбору предполагаемой будущей профессии. Чтение иноязычных научно-популярных текстов сопровождается проявлением не только предметных, но и метапредметных умений, значимых для социальной адаптации выпускников общеобразовательных учреждений.

В силу этого обучение чтению научно-популярных иноязычных текстов (НПТ) может быть включено в содержание межпредметного элективного курса (МЭК).

С позиции деятельностного (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и компетентностного подходов (И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской и др.) к иноязычному образованию в целом и к овладению видами речевой деятельности основным результатом образовательной деятельности становится формирование у обучающихся ключевых компетенций, а процесс чтения и работу обучающихся с текстом для чтения как источником информации можно рассматривать и как текстовую деятельность, связанную с восприятием и активной переработкой информации.

В рамках МЭК, связанного с чтением НПТ на ИЯ на этапе предпрофильной подготовки, текстовую деятельность школьников следует рассматривать прежде всего как текстовоспринимающую деятельность [2, 4], которую некоторые исследователи определяют как первичную текстовую деятельность [1], в основе которой лежат механизмы восприятия и понимания информации.

References

1. Babaykina Yu.A. Informativno-konstruktivnaya i diakriticheskaya funktsii pis´mennogo teksta i tekstovaya deyatel´nost´: Dis. ... kand. fil. nauk : 10.02.19 – M., 2009. – 177 s.

2. Bolotnova N.S. Tekstovaya kompetentsiya i puti ee formirovaniya v shkole. Kommunikativno-deyatel´nostnyy i tekstoorientirovannye podkhody k prepodavaniyu russkogo yazyka. Materialy nauch.-praktich. konferentsii-prezentatsii proekta-nominanta otkrytogo regional´nogo konkursa proektov povysheniya kvalifikatsii v sfere obrazovaniya v ramkakh Megaproekta «Razvitie obrazovaniya v Rossii (srednee obrazovanie)» instituta «Otkrytoe obshchestvo» (12 marta 2001 g.). – Tomsk, 2001. – S. 66–76.

3. Bol´shaya sovetskaya entsiklopediya/ Pod red. B.A. Vvedenskogo. – M.: Gosudarstvennoe nauchnoe izdatel´stvo «Bol´shaya sovetskaya entsiklopediya», vtoroe izdanie. – 29 tom. – S. 262.

4. Dridze T.M. Tekstovaya deyatel´nost´ v strukture sotsial´noy kommunikatsii. – M. Nauka, 1984. – 232 s.

5. Zair-Bek S. I. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya posredstvom chteniya i pis´ma// Razvitie kriticheskogo myshleniya cherez chtenie i pis´mo. – «Biblioteka v shkole», № 12, 2001., Ch. 1. – S.10–15.

6. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii – novaya paradigma rezul´tata obrazovaniya// Vysshee obrazovanie segodnya, 2003. – № 5. – S. 34–42.

7. Kluster D. Chto takoe kriticheskoe myshlenie?// Razvitie kriticheskogo myshleniya cherez chtenie i pis´mo. – «Biblioteka v shkole», № 12, Ch.1. – 2001. – S.3–6.

8. Musnitskaya E.V. Sto voprosov k sebe i k ucheniku: kniga dlya uchitelya. – M.: Dom pedagogiki, 1996. – 192 s.

9. Leont´ev A.N. Problemy razvitiya psikhiki. – M.: MGU, 1981. – 584 s.

10. Khutorskoy A.V. Tekhnologiya proektirovaniya klyuchevykh i predmetnykh kompetentsiy. Innovatsii v obshcheobrazovatel´noy shkole. Metody obucheniya. Sb. nauch. tr. / pod. red. A.V. Khutorskogo. – M.: GNU ISMO RAO, 2006. – S. 65–79.

Login or Create
* Forgot password?