КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОФИЛЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена проблеме повышения качества высшего образования и необходимости учета в этом процессе субъектов образовательного пространства: студентов, преподавателей, работодателей. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к проблеме оценки качества и выбран системно-социальный, позволяющий включить в число критериев этой оценки удовлетворенность как обучаемых, так и преподавателей разными аспектами жизнедеятельности вуза. Опираясь на такой подход, разработана методология и проведено социологическое исследование на материалах нефтегазовых вузов России, осуществляющих подготовку профессионалов для наиболее значимой отрасли российской экономики. В результате выявлены взаимосвязи качества получаемого образования и удовлетворенности студентов и преподавателей учебным процессом в целом и отдельными его элементами. Представлена оценка работодателями поступающих к ним выпускников вузов, рекомендации по повышению качества подготовки по отдельным направлениям, направленные на реализацию практико-ориентированного подхода к обучению. Проведено сравнение ситуации как в разных вузах, так и между студентами, обучающимися по техническим и управленческим специальностям. Особое внимание уделено разработке на основе результатов проведенного исследования модели развития регионального вуза нефтегазового профиля в условиях модернизации системы высшего образования, учитывающей взаимодействие всех заинтересованных сторон (предприятий реального сектора экономики, властных структур, гражданского общества). Предложен также механизм реализации развития нефтегазового вуза, с системных позиций рассматривающий все виды деятельности учебного заведения (образовательную, научно-инновационную, социокультурную), позволяющей ему стать успешным на международном рынке образовательных услуг в сфере нефтегазовой отрасли.

Ключевые слова:
качество образования, удовлетворенность обучением, нефтегазовые вузы, компетентность выпускников.
Текст

Статья подготовлена при поддержке РГНФ (Грант № 15-03-00367а).

Список литературы

1. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса [Текст] / Г.А. Бордовский. — СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2001. — 34 с.

2. Vlasceanu L. Quality Assurance and Accreditation: A.Glossary of Basic Terms and Definition [Тext] / L. Vlasceanu, L. Grunberg, D. Parlea. — Bucharest, 2007. — 152 p.

3. Westerheijden D.F. Pers, performance and power: quality assessment in the Netherfands [Тext] //D.F. Westerheij den / Peer review and performance indicatiors quality assessment in British and Dutsh higher education / eds: Leo C.J. Geodrgeduure, Prtre A.M. Maassen. Don F. Westerheij den Utreoht: Lemma. — Р. 183–207.

4. Звонников В.И. Контроль качества обучения при аттестации (компетентностный подход) [Текст] / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. — М.: Университетская книга, 2009. — 272 с.

5. Савин И. Управление университетом: социологическое измерение качества образования [Текст] / И. Савин // Социально-экономические проблемы развития России и процессы глобализации: потенциал возможного. — СПб., 2007. — С. 249–253.

6. Силин А.Н. Управление качеством образовательной деятельности: содержание и инновационные подходы [Текст] // Педагогический вестник Казахстана. — 2005. — № 2. — С. 26–30.

7. Силин А.Н. Концепция развития профессионального образования в Тюменском регионе: оценка траекторий будущего [Текст] / А.Н. Силин // Вестник Алтайской академии экономики и права. — Барнаул, 2010. — № 18. — С. 193, 194.

8. Frazer M. Assuring Quality in Higher Education: A. Blueprint for Future [Тext] / M. Frazer // Higher Education Supplement Quality debate conference, 1993. — Р. 43.

9. Белоножко М.Л. Качество подготовки в Евразийских университетах глазами студентов, преподавателей и работодателей [Электронный ресурс] / М.Л. Белоножко, А.Н. Силин, Н.Б. Рудица // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6. — URL: http: //www.science-education.ru1120-15833 (дата обращения: 10.12.2014).

10. Белоножко М.Л. Качество подготовки выпускников университета для нефтегазового комплекса России [Электронный ресурс] / М.Л. Белоножко, О.М. Барбаков, С.Ю. Фролов // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6. — URL: http://www.scienceeducation.ru/113-11186 (дата обращения: 18.12.2013).

11. Фролов С.Ю. Оценка качества образования глазами студентов [Текст] / С.Ю. Фролов // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 4. — С. 31–33.

Войти или Создать
* Забыли пароль?