Обсуждаются традиционные и инновационные формы взаимодействия образовательных организаций высшего образования с работодателями. Рассмотрены преимущества и сложности создания базовых кафедр на предприятиях и организациях региона. Представлены решения возникающих проблем при создании базовых кафедр в Омском государственном педагогическом университете.
высшее образование, работодатель, базовые кафедры.
Эффективное взаимодействие образовательных организаций высшего образования и работодателей является необходимым условием полноценного развития системы высшего образования и рынка труда в России. Стимулирование данного взаимодействия подразумевает согласованность действий всех заинтересованных сторон, наличие взаимопонимания между ними и стремления к выработке общего видения ситуации [1]. Актуальность поставленной задачи возрастает в связи с кризисными явлениями в отечественной экономике, которые не только предъявляют новые требования и ставят задачи перед системой образования, но и в корне меняют приоритеты кадровой политики работодателей [2].
Для эффективного участия образовательных организаций высшего образования в решении задач, связанных с вопросами кадровой политики предприятий и организаций, необходимо решить, на наш взгляд, следующие задачи:
- построение системы практикоориентированности высшего образования;
- адаптация актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения к требованиям рынка труда;
- совершенствование форм и методов эффективного взаимодействия образовательных организаций высшего образования и предприятий.
1. Peresypkin A.P. Professional personnel training: institute of higher educationenterprise interaction and development of students’ professional capacities [Text] / A.P. Peresypkin, L.V. Verzunova // The advanced science journal. — 2013. — № 12. — Р. 91–94.
2. Харина О.С. Направления взаимодействия вузов и предприятий, способствующие развитию человеческого капитала [Текст] / О.С. Харина, А.А. Харин, А.А. Харин // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2015. — № 6. — С. 293–297.
3. Levitskaya I.A. Future expert’s competitiveness as a determinant factor of higher vocational education [Text] / I.A. Levitskaya // European journal of contemporary education. — 2012. — V 2. — № 2. — Р. 144–148.
4. Koenen A.-K. A phenomenographic analysis of the implementation of competence-based education in higher education: Original Research Article [Text] / A.-K. Koenen, F. Dochy, I. Berghmans // Teaching and Teacher Education. — V. 50. — August 2015. — P. 1–12.
5. Kuzmina A.A. Employers and educational institutions cooperation monitoring [Text] / A.A. Kuzmina // International journal of experimental education. — 2009. — № 1. — Р. 2–5.
6. Гуськова М.В. Взаимодействие работодателей и вузов: вчера, сегодня, завтра [Текст] / М.В. Гуськова, В.И. Звонников // Экономика образования. — 2012. — № 4. — С. 60–64.
7. Волох О.В. Стратегия развития высшей школы России как единого образовательного комплекса [Текст] / О.В. Волох // Вестник Университета (Государственный университет управления). — 2012. — № 12. — С. 21–24.
8. Волох О.В. Формирование стратегии развития педагогического университета в современных условиях [Текст] / О.В. Волох, И.П. Геращенко // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 1. — С. 45–52.
9. Волох О.В. Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого регионального взаимодействия [Текст] / О.В. Волох, Н.В. Чекалева, Н.С. Макарова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2014. — № 166. — С. 144–150.
10. Дроботенко Ю.Б. Современный педагогический вуз в условиях социокультурных изменений [Текст] / Ю.Б. Дроботенко, Н.В. Чекалева // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2014.— № 1. — С. 118–121.
11. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191846/#ixzz3XpJq2oDU (дата обращения: 20.04.2015).