Важной тенденцией современного туризма является расширение направлений туристического спроса. Это приводит к формированию множества отдельных специализированных туристических рынков, которые имеют отличные характерные черты, темпы и тенденции развития. Среди всего многообразия видов туризма особого внимания заслуживает изучение образовательного туризма, который имеет не только давнюю историю, но и значительные перспективы дальнейшего развития.
образование, туризм, поездки, конференции, перспективность, стажировки
Образовательный туризм - это феномен интеграции обучения и туризма через организацию образовательной деятельности для достижения целей и задач, определяемых учебными программами и направленных на становление личностно-значимых качеств, которые проявляются при формировании универсальной, общепрофессиональной и профильно-специализированной компетентностей[5].
Современный образовательный туризм включает высшее образование, профессионально-техническое, школьное образование, зимние и летние школы, языковые курсы, продолжающиеся взрослые образовательные программы, короткие курсы, практика развития обучения, интернатуры, семинары и конференции.
В настоящее время в мире приобретают популярность следующие виды образовательного туризма:
1) Образовательные поездки с целью изучения иностранных языков или тех или иных образовательных предметов с погружением в языковую среду региона.
2) Научные и образовательные стажировки в университетах, компаниях и предприятиях с целью повышения квалификации работника.
3) Участие в международных конференциях, съездах, семинарах, встречах, на которых участники имеют возможность обменяться информацией, знаниями, достижениями научно - технического прогресса.
4) Туристические поездки в страны мира, целью которых является изучение культурного и природного наследия региона, традиций, истории нации[1].
Однако в данной статье мы хотели бы уделить большее внимание следующим направлениям образовательного туризма:
1) Обучающие языковые курсы, поездки. В настоящее время данный вид услуг пользуется круглогодичной популярностью, так как многие люди считают необходимым изучение иностранного языка только с помощью погружения в языковую среду. В такие туры едут люди самого разного возраста: дошкольники, школьники, подростки, студенты, взрослые, однако взрослые на сегодняшний день составляют лишь 10% от всего туристического потока, пользующегося услугами международных языковых курсов. Наибольшей популярностью данные курсы пользуются среди подростков и студентов из - за несомненных достоинств таких программ. Во-первых, появляется возможность познакомиться с людьми из разных стран мира. Во-вторых, можно погрузиться в языковую среду и общаться с носителями языка. В-третьих, увидеть достопримечательности и красивые места страны. Также некоторые студенты (особенно в западных странах) имеют возможность так называемого «gap year», в котором многие будущие студенты предпочитают искать себя и заниматься образовательным туризмом, особенно студенты тяготеют к изучению иностранных языков в этот период своей предуниверситетской жизни. В настоящее время международные языковые туры организовываются, как правило, в страны, в которых население является носителем изучаемого языка. Наиболее популярными языками в таких программах являются английский (Великобритания, США), немецкий (Швейцария, Германия, Австрия) и китайский (КНР) [2].
2) Возможности студенческого обмена и «двойной диплом». Сегодня в условиях активного развития международного сотрудничества в сфере образования наиболее успешные студенты имеют шанс воспользоваться уникальными программами студенческого обмена. В большинстве университетов студенческий обмен возможен на период от одного до двух учебных семестров. Все лица, участвующие в данных мероприятиях, выезжают в количестве квот, которые заранее оговорены партнерским соглашением между университетами. Данный вид образовательного туризма имеет несколько несомненных достоинств. Во-первых, студенты знакомятся с образовательными стандартами других стран. Во-вторых, учащиеся знакомятся и находят себе друзей в других странах и регионах, благодаря чему у учеников будут друзья со всего света. В-третьих, благодаря этому виду образовательного туризма студенты смогут стать по-настоящему самостоятельными, потому что во время проживания в другой стране вы вынуждены совершенствовать свою самодисциплину, навыки тайм-менеджмента и коммуникации[3].
Упоминая возможности получения образования за рубежом, нельзя не вспомнить о программах «двойного диплома», которые сейчас предоставляют многие мировые университеты. Сегодня, обучаясь на бакалавриате, студент может выезжать заграницу на год, благодаря чему у него после окончания обучения будут два диплома: диплом университета его страны и диплом образовательного учреждения другого государства. Помимо достоинств, которые связаны с выездом за рубеж, данный вид образовательного туризма позволяет получить официальный документ, который будет содействовать трудоустройству в других государствах.
3) Стажировки. Сегодня молодёжь может воспользоваться ещё одной прекрасной возможностью образовательного туризма - стажировки. Данный вид туризма позволяет приезжающим студентам узнать больше о необходимых навыках для работы в международных компаниях. Также вы получаете опыт работы в команде с профессионалами из других стран и развиваете навыки делового общения на иностранном языке. Говоря о стажировках, стоит упомянуть, что они очень часто не оплачиваются, так как компаниям невыгодно платить начинающим работникам, потому что они могут нести риск для компании в виде убытков и плохо реализованных проектах. Основные программы образовательного туризма для молодёжи Erasmus+. Сегодня в Европе одной из наиболее перспективных программ образовательного туризма считается Erasmus +. Данная программа является новой программой ЕС, которая в свою очередь направлена на поддержку сотрудничествах в сферах образования, профессионального обучения специалистов, молодёжи и спорта. Основной целью данной программы является развитие и усовершенствование человеческого капитала в Европе и за её пределами. В рамках данной программы действуют два направления. «Learning Mobility of Ind ividuals» включает в себя новые возможности академической мобильности для студентов и преподавателей университетов. «Cooperation for innovation and practice» включает в себя области сотрудничества для развития и совершенствования потенциала университетов и обмена лучшими практиками, которые приведут к повышению качества образования бакалавров[4].
Развитие образовательного туризма будет способствовать развитию трудовой занятости, повышению эффективности использования рекреационных и образовательных ресурсов, расширению спектра платных образовательных услуг и оптимизации использования учебного оборудования.
1. Пономарева Т. В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей// Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015.- С.139-143. - URL:https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7188/ (дата обращения: 20.12.2021).
2. Артюшевская С.В. Языково-обучающий туризм как способ изучения иностранных языков и культур // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovo-obuchayusc.. (дата обращения: 21.12.2021).
3. Фришман Ирина Игоревна, Стулова Наталья Юрьевна Развитие навыков образовательного туризма в общественной деятельности детей и молодежи // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. №3.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie - navykov -ob.. (дата обращения: 20.12.2021).
4. Официальный сайт программы Erasmus + в России: URL : http://www.erasmusplusinrussia.ru/index. php/ru/home-ru-ru (дата обращения: 27.12.2021).
5. Образовательный туризм в России: учебное пособие для вузов / Ю. С. Путрик [и др.]; под редакцией С. Ю. Житенёва. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.