Пенза, Пензенская область, Россия
Пенза, Пензенская область, Россия
Пенза, Пензенская область, Россия
Пенза, Пензенская область, Россия
Цель исследований – обоснование методологии модернизации тестовых технологий на основе обучающе- контролирующих комплексов. В задачи исследований входило обоснование структурных составляющих и базовых методологических принципов разработки обучающе-контролирующих комплексов, способствующих расширению их обучающих функций. В работе приведены аргументированные сведения о том, что в последние десятилетия тестовые технологии используются не только для контроля и оценки знаний студентов, но и находят свое применение в текущем учебном процессе, например, для более эффективной организации самостоятельной работы. Накопленный к настоящему времени опыт создания электронных средств обучения показывает, что развитие этого процесса идет в основном путем интеграции учебной информации, дидактических инноваций и информационных технологий, в результате чего появляется качественно новая учебная среда со своей продукцией. В предложенной авторами статьи научно-методологической концепции, совершенствование тестовых технологий предусматривается за счет передачи ряда функций преподавателя обучающе-контролирующему комплексу, представляющему собой законченный программный продукт с тремя структурными составляющими (блоками). Методологической основой разработки комплекса являются обоснование объема и глубины знаний по изучаемой дисциплине (первый блок), трансформация их в форму тестовых заданий (второй блок), а также комплексные решения, обеспечивающие консультирование в данной области знаний (третий блок). В работе представлены практические рекомендации по проектированию каждого из этих блоков и дан анализ наиболее частых ошибок, совершаемых разработчиками комплексов. Предлагаемая методология явилась основой для разработки электронных обучающе-контролирующих комплексов по различным дисциплинам, преподаваемым на кафедрах «Пищевые производства» Пензенского государственного технологического университета и «Переработка сельскохозяйственной продукции» Пензенской государственной сельскохозяйственной академии. Комплексы прошли широкую апробацию и внедрены в учебный процесс более тридцати вузов России.
качество образования, тестовые технологии, контроль, студент, обучающе-контролирующий комплекс
Одной из ключевых задач Образовательной программы России на 2016–2020 гг. в сфере профессионального образования является применение в процессе формирования знаний обучаемых инноваций структурного и технологического характера в соответствии с актуальными и перспективными потребностями индивидуума и общества в целом. Отдельные составляющие этой задачи могут быть решены с помощью образовательных технологий, в которых управление процессом обучения, контроль получаемых знаний и коррекция образовательного процесса на всех его стадиях системно взаимодействуют и дополняют друг друга.
В основе таких технологий лежит мониторинг качества обучения, под которым в педагогической практике обычно понимается система организации сбора, хранения, обработки и использования информации о процессе формирования знаний обучаемых. При этом мониторинг процесса обучения, так же как и качество усвоения студентами знаний, может осуществляться на уровнях представления (знакомства), воспроизведения, умений и навыков, а также творчества.
1. Иванов А.С. Особенности использования обучающего и контролирующего комплекса «TESTING-6» [Текст] / А.С. Иванов [и др.] // Модернизация профессионального образования как стратегический ресурс развития инновационной экономики регионов Поволжья: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. Приволжского федерального округа. — Пенза, 2011. — С. 90–93.
2. Киселева В.П. Методическое обеспечение проекта «Интернет-тренажеры в сфере образования» [Текст] / В.П. Киселева, В.Г. Наводнов // Современные проблемы профессионального технического образования: материалы международной науч.-метод. конф. — Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2010. — С. 89–93.
3. Курочкин А.А. В новый век — с новыми образовательными программами [Текст] / А.А. Курочкин, В.M. Зимняков // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. — 2004. — № 4. — С. 21–22.
4. Курочкин А.А. Технология обучения и контроля знаний студентов на основе программы «TESTING» [Текст] / А.А. Курочкин [и др.] // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций — 2007. — № 4. — С. 16–20.
5. Курочкин А.А. Методология создания компьютерной обучающе-контролирующей программы в высшем аграрном образовании [Текст] / А.А. Курочкин, Г.В. Шабурова // Агропромышленный комплекс: состояние, проблемы, перспективы. Сб. материалов III международной науч.-практ. конф. — Пенза-Нейбранденбург, 2007. — С. 199–201.
6. Курочкин А.А. Методологические аспекты электронных тестовых технологий [Текст] / А.А. Курочкин, Г.В. Шабурова, В.M. Зимняков // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций — 2008. — № 9. — С. 40–41.
7. Курочкин А.А. Инновационные направления в развитии тестовых технологий в учебном процессе [Текст] / А.А. Курочкин, Г.В. Шабурова, В.M. Зимняков // Энергосберегающие процессы и аппараты в пищевых и химических производствах: материалы международной науч.-техн. интернет-конф. («ЭПАХПП-2011») / Воронеж. гос. технол. акад. — Воронеж: ВГТА, 2011. — С. 547–551.
8. Курочкин А.А. Модернизация образования и тестовые технологии [Текст] / А.А. Курочкин [и др.] // Модернизация профессионального образования как стратегический ресурс развития инновационной экономики регионов Поволжья: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. Приволжского федерального округа. — Пенза, 2011. — С. 94–98.
9. Курочкин А.А. Обучающе-контролирующие комплексы как инновационный продукт информационных технологий [Текст] / А.А. Курочкин, Г.В. Шабурова, Д.И. Фролов // Современные информационные технологии. — 2013. — № 17. — С. 253–256. 10. Курочкин А.А. Обучающе-контролирующие комплексы как вектор в инновационном развитии тестовых технологий [Текст] / А.А. Курочкин, Г.В. Шабурова, В.А. Бабушкин // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета/ — 2013. — № 4. — С. 104–108.
10. Kurochkin A.A. Obuchayushche-kontroliruyushchie kompleksy kak vektor v innovatsionnom razvitii testovykh tekhnologiy [Teaching-control systems as a vector in the development of innovative test technology]. Vestnik Michurinskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Herald Michurinsk State Agrarian University]. 2013, I. 4, pp. 104–108.