Москва, Россия
В работе раскрываются вопросы оценивания и изменения стратегий оценки в зарубежных странах. Внимание уделяется альтернативным техникам и технологиям оценивания, которые позволяют оценить «продвинутые навыки» учащихся, и такой технологией является портфолио. В работе раскрываются требования, которые позволяют делать оценивание аутентичным. Дается ответ на вопрос: зачем нужен портфолио российской и зарубежной школе. Описаны виды портфолио и дана характеристика эффективного портфолио. Раскрываются процедуры формирования портфолио. Приведены примеры, как можно использовать портфолио. Рассмотрены требования, предъявляемые к портфолио, используемому в профильном обучении, правила его презентации, критерии оценивания, с использованием метода кейс-стади.
портфолио, аутентичное оценивание, стратегии учения, компетентностный подход, оценивание на основе результатов, метакогнитивные навыки, целеполагание, концепция прогресса, виды портфолио, эффективность портфолио.
Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основываются, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах.
Рассмотрим некоторые из основных технологий, применяемых в настоящее время для оценивания качества обучения в экономически развитых странах мира.
Одним из получивших значительное распространение в последние годы в западноевропейских странах и США методов является оценивание при помощи портфолио (portfolio assessment). В США данный метод относят к одному ряду с оцениванием на основе результатов и используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетен тностном подходе. По сути, портфолио является лишь частью, конкретным видом так называемого «аутентичного оценивания». Понятие «аутентичное оценивание» во многом равнозначно дефинициям «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание», иногда используется термин «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся».
Как показал анализ зарубежных научно-педагогических источников последних лет, серьезной критике подвергаются традиционные формы оценивания, в первую очередь, имеющую долговременную практику применения в англо-саксонских странах стандартизированные тесты и другие аналогичные методики. Исследователи отмечают, что традиционные тесты не способны измерять многие важнейшие аспекты обучения, а также они не поддерживают инновационные образовательные стратегии.
1. Darling-Hammond L., Ancess J., Falk B. Authentic assessment in action. — New York: Teachers College, Columbia University, National Center for Restructuring Education, Schools, and Teaching, 1995. — 283 p.
2. Marzano R.J., Kendall J.S. Implementing standards-based education. National Education Association of the US. 1998. — 90 p.
3. Meier D. Will standards save public education?/ Ed. by Coehen J. And Rogers J. Beacon Press, Boston, MA. 2000. — 89 p.