Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
В рамках международного проекта РГНФ, направленного на изучение сформированности ценности здоровья в системе жизненных приоритетов руководителя системы образования России и Беларуси получены сведения, что большинство (98,3%) опрошенных руководителей относят здоровье к важным жизненным ценностям, влияющим, в том числе и на успешность жизни и профессиональной деятельности. При этом больше половины из них не соблюдают режим труда и отдыха, имеют вредные привычки (курение алкоголь), испытывают частые беспокойства и тревоги. Лишь 10,2 % опрошенных оценивают состояние своего здоровья как «отличное», каждый второй как «удовлетворительное». В числе симптомов ухудшения здоровья отмечены: чувство усталости (59,0 %), нарушение сна (48,1 %), немотивированное беспокойство по разным поводам (41,0 %), повышенная раздражительность (26,0%) и др. Еще в 2010 году мы установили недостаточное владение знаниями о здоровье (Таблица 1), его ценности и здоровом образе жизни субъектами системы образования, отсутствие специальных документов и программ, направленных на необходимость сохранения и укрепления собственного здоровья педагогами и руководителями. Как показал аналогичный анализ, проведенный в 2015 году (Таблица 1), ситуация в отношении педагогов и руководителей, мало изменилась: большинство имеющихся документов, программ, рекомендаций как в России так и Белоруссии направлены на укрепление и сохранение здоровья обучающихся. Необходимость этого в отношении педагогов и руководителей до сих пор недостаточно проработана. Таблица 1. Данные о владении знаниями о здоровье, его ценности и здоровом образе жизни (% ) Знания Школьники 2010 n=104 Школьники 2015 n= 116 Руководители и педагоги 2010 n= 38 Руководители и педагоги 2015 n=34 Студенты 2010 n= 66 Студенты 2015 n=48 О здоровье как ценности 11,6 17,8 38,2 44,6 23,2 48,4 О личной гигиене 12,0 16,2 55,0 63,4 45,2 67,0 О режиме дня 28,8 32,0 28,2 32,8 32,0 45,2 О рациональном питании 16,8 18,2 46,6 48,8 58,2 56,8 О влиянии экологии на здоровье 7,0 8,2 45,8 37,0 18,2 25,8 О негативном влиянии вредных привычек на здоровье 56,8 68,4 58,4 56,4 58,4 62,4 О психическом здоровье - 14,0 68,4 69,2 14,0 58,4 О технике безопасности 16,8 42,0 46,6 76,8 32,0 40,4 Для сравнения рассмотрим опыт передовых зарубежных стран. Основополагающим документом на многие годы в анализируемом направлении стала Джакартская декларация «За пропаганду здорового образа жизни в 21 веке» (1997г.). В ней обобщен 20-летний опыт реализации Глобальной стратегии «Здоровье для всех», оценена эффективность формирования здорового образа жизни, как средства улучшения общественного здоровья, определены новые направления и стратегии этого процесса. Сегодняшний анализ зарубежного опыта здоровьесбережения показал, что наиболее распространенная форма - это работа с учащихся образовательных учреждений. Такая работа регламентируется государственными программами, которые конечной целью имеют сохранение и укрепление граждан своей страны. При разработке школьных программ специалисты в первую очередь ориентируются на сохранение соматического здоровья учащихся и их эмоциональную стабильность. Во многих зарубежных странах существуют программы, направленные на сохранение здоровья школьников в большей степени, чем это принято традиционно. Это так называемые «школы содействия здоровью», которые отличаются от обычных тем, что в них большое внимание уделяется развитию навыков и умений в области охраны здоровья и ведения здорового образа жизни (Великобритания, США, Германия, Франция, Китай и др.). Наиболее распространена сегодня в мире (реализуется в 30 странах мира) программа «Жизненные навыки» - «Life skills» - (автор концепции Б. Спрангер), включающая разделы «Жизненные навыки», «Обучение здоровому образу», «Навыки здоровых взаимоотношений» и др. «Единственная красота, которую я знаю - это здоровье» (Генрих Гейне). На родине поэта это осознали давно: германская медицина является одной из лучших в мире, на государственном уровне реализуется «национальный проект, направленный на укрепление здорового образа жизни всех жителей Германии (У. Шмидт, Х. Зеехофер). Согласно задачам этого проекта, к 2020 году немцы должны научиться правильно питаться, вести активный образ жизни и больше двигаться. Среди задач проекта - преодоление лишнего веса, которым страдают значительное количество жителей Германии: примерно треть бюджета системы здравоохранения идет на расходы на лечение болезней, вызванных неправильным питанием. Согласно «национального проекта» в школьные программы включены уроки правильного питания, 3 раза в неделю проводятся уроки физической культуры. Обучают не только детей, но и взрослых. Одобренная правительством Германии программа предусматривает меры, направленные на обязанность предприятий пищевой промышленности указывать в маркировке своих товаров состав и калорийность продукта. Здоровое питание организовано в заводских, больничных и школьных столовых, в детских садах. Правительственной программой предусмотрено строительство современных детских и спортивных площадок, прокладка безопасных велосипедных дорожек, создание повсеместной активной инфраструктуры. Отдельное направление программы - мотивирование на здоровый образ жизни. Другой интересный и продуктивный европейский опыт есть во Франции. Большое внимание уделяется вопросам профилактики заболеваний, в частности, связанных с образом жизни современного человека: гиподинамия, неправильное питание, стресс и др. Считается, что стратегии здоровьесбережения может быть достигнута путем обеспечения более здорового образа жизни; создания методологии формирования установки на здоровье как высшую ценность; уменьшения ущерба, причиняемого употреблением алкоголя, табакокурением, вызывающими зависимость средствами; определения и использования психофизиологических, интеллектуальных возможностей человека выбранной профессии, требованиям, которые предъявляют условия и характер труда; внедрения современной системы подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, нравственного воспитания, консультирование по вопросам профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, формирование сексуальной культуры в общее не в единой системе санитарно-гигиенического воспитания населения; проведения добровольной массовой аппаратурной скрининг-диагностики для определения уровня здоровья, оценки функциональных резервов, выявления скрытой патологии в учебных заведениях и на производстве; разработки учебно-образовательных программ о здоровье для телевидения, популярных кинофильмов, компакт-дисков, конкурсов здоровья и т.д.; создания аудио-визуальных образов - аудио- и видеоклипов, постеров, плакатов и другой рекламной и пропагандистской продукции, формирующей в массовом сознании установки на идеал здорового человека, стандарт здоровья, формирование культуры здоровья, выполнение оздоровительных программ, здоровый образ жизни; разработки средств оперативного медицинского контроля за лицами, занимающимися спортом, участвующими в физкультурно-оздоровительных программах в учебных заведениях и на предприятиях, в сочетании с информационным межведомственным обеспечением; формирования потребности к природным здоровьесберегающим технологиям, организация здорового досуга и оздоровительных клубов по интересам, развития системы физической культуры и оздоровительного туризма; создания паспорта здоровья; проведения мониторинга здоровья для создания банка данных о динамике индивидуального и популяционного здоровья, получение оперативных, долгосрочных данных о психическом и физическом состоянии, ее интеллектуальном психофизиологическом потенциале и духовной ориентации. В Китае традиционно уделяется значительное внимание здоровью и здоровому образу жизни. Популярны направления гармонизации ребенка с окружающей средой, использование в учебном процессе традиционных оздоровительных методик, формирование в школе здоровьесберегающего пространства, коллективное снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса под руководством воспитателя. Устраняются негативные факторы (отсутствие в провинциальных школах горячего питания, несоблюдение санитарных требований), приветствуется оздоровительный туризм и др. На это, как и на строительство отвечающих современным санитарно-гигиеническим требованиям государственных и негосударственных учебных учреждений, выделяются значительные банковские субсидии, действуют специальные льготы по их возврату. Основа опыта здоровьесбережения школьников Китая: следование примеру взрослых в их ориентации на здоровый образ жизни, групповые оздоравливающие упражнения на переменах, разнообразие спортивного досуга, танцы, выставки здоровьесберегающей направленности. К данной работе широко привлечены СМИ. В США реализуются несколько моделей здоровьесбережения: - модель «Школьные оздоровительные источники для детей» (SHARP), включающая программы: «Профилактика болезней»; «Рациональное питание»; «Рост и развитие»; «Личное здоровье»; «Эмоциональное здоровье»; «Здоровье семьи»; «Потребительское здоровье»; «Общественное здоровье»; «Безопасность и первая помощь»; модель «Всеобщее здоровое образование для детей» (CHEK), состоящая из пяти программ: «Обо мне»; «Как я росту»; «Пища, которую я употребляю»; «Выбор, который я делаю»; «Как я остаюсь здоровым»; модель «Оздоровительное расписание школ» (PGHCP/SHCP) направленная на изучение собственного организма младшими школьниками. Повышенное внимание уделяется профилактике детского травматизма и предупреждению несчастных случаев на дороге. Эта задача является приоритетной в рамках гигиенического воспитания многих стран. Для повышения эффективности работы по формированию здорового образа жизни широко используются наглядность и современные информационные технологии. Таким образом, за рубежом накоплен значительный опыт в организации здоровьесбережения населения и человека, разработаны механизмы и технологии социальной работы в сфере здоровьесбережения. Адаптация зарубежного опыта в российскую практику может послужить толчком к развитию здоровьесберегающего направления социальной работы в России. К числу базовых технологий здоровьесбережения в такой работе можно отнести профилактику, посредничество, в том числе осуществление технологий социальной рекламы, социальное проектирование и программирование и пр.