РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДСТВЕННИКОВ ПАЦИЕНТОВ, ПЕРЕНЕСШИХ ТЯЖЕЛЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье освещается проблема психологической поддержки родственников пациентов, перенесших тяжелые повреждения головного мозга. Для успешной реабилитации пациентов с повреждениями головного мозга в домашних условиях необходима комфортная психологическая обстановка в семье, что приводит нас к необходимости оказания психологической поддержки родственникам пациентов. Также показана связь семейных отношений с такими параметрами, как тип отношения к болезни и качество жизни, и выявлено взаимовлияние данных показателей между собой.

Ключевые слова:
школа родственников, шкала семейных отношений, повреждения головного мозга, тип отношения к болезни, качество жизни
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Повреждения головного мозга представляют одну из наиболее актуальных форм неврологической патологии, приводящих не только к глубокой инвалидизации пациента, но и к серьезной семейной дезадаптации. Мозговая катастрофа близкого человека радикально меняет жизнь окружающих его людей [4]. По данным А.А. Потапова, ежегодно в России черепно-мозговую травму (ЧМТ) получают около 600 тысяч человек. Из них 50 тысяч погибают, еще столько же становятся официально инвалидами [9]. Так же согласно данным статистики, ежегодно в Российской Федерации впервые признаются инвалидами вследствие цереброваскулярной патологии примерно 230,6 тыс. человек, при том, что одна треть заболевающих инсультом - люди работоспособного возраста. Более 30% пациентов, перенесших инсульт, нуждаются в посторонней помощи, еще 20% не могут самостоятельно ходить, и лишь каждый пятый может вернуться к трудовой деятельности [1]. Из общего числа лиц, перенесших инсульт в среднем около 17% признаются инвалидами первой группы. Приблизительно 250-300 тысяч человек ежегодно в РФ утрачивают способность к полноценной социально-экономической жизни, одновременно приводя к ограничению социальной жизни близких родственников. Если предположить, что уход за каждым больным требует присутствия как минимум одного родственника, то каждый год в нашей стране около полумиллиона человек становятся зависимыми и ограниченными от полноценной жизни социума, и это только при самых распространённых причинах инвалидности в рамках неврологического профиля [2]. На сегодняшний день развитие современных медицинских технологий позволяет сохранить жизнь большинству пациентов, перенесших тяжелые повреждения головного мозга в результате общего нарушения мозгового кровообращения (ОНМК), черепно-мозговой травмы (ЧМТ), постгипоксическая энцефалопатия (ПГЭ). Если в остром периоде первостепенной задачей является сохранение жизни и поддержание витальных функций, то после стабилизации состояния и регресса угрозы фатального исхода актуализируется один из важных аспектов - это возможность восстановления утраченных функций. На этом этапе встают серьезные, порой непреодолимые, задачи перед членами семьи, связанные с уходом, обеспечением быта и медицинской помощи таким пациентам (обеспечение медикаментами, средствами по уходу, полноценным питанием и др.). По данным статистики социальных служб этот фактор зачастую приводит проблемам дезадаптации родственников в условиях новых реалий, связанным с отказом от оплачиваемой работы с переходом на социальное пособие, что неизбежно приведет к снижению уровня жизни и напряженности в семейном кругу. Длительный стресс в сложившейся ситуации выливается в дистресс и зачастую проявляется глубокими депрессивными расстройствами у родственников. По данным исследований, проведенных группой российских ученых у всех индивидуумов, взявших на себя ношу ухода за недееспособным родственником выявляются по шкале Бека депрессивные расстройства различной степени тяжести, притом у 88% выявлены максимальные и субмаксимальные показатели по данным контроля. Стоит обратить внимание, что тяжесть депрессии в данной выборке напрямую коррелирует с уровнем подвижности и прогнозом в рамках основного диагноза пациента [6]. Немаловажным фактором в облегчении состояния пациента и увеличения продолжительности его жизни является умение ухаживающего лица правильно выполнять различного рода манипуляции, связанные с уходом за лежачим пациентом, такие как: гигиена больного (уход за глазами, носом, ушами, полостью рта, купание пациента), техника смены постельного и нательного белья, подача судна и мочеприемника, туалет наружных половых органов и профилактика опрелостей, уход за кожей пациента, профилактика и лечение пролежней, техника постановки клизмы, осуществление сбора мочи по для общего анализа и на стерильность ,техника измерения артериального давления, техника введения лекарственных средств подкожно, внутримышечно, внутривенно, уход за стомой, подготовка больного к инструментальным методам исследования, базовые знания о диете, рекомендованной нутрициологом. Родственник, столкнувшись с проблемами ухода за лежачим больным, зачастую не может получить квалифицированные рекомендации и научиться приемам ухода за пациентом. В интернете информации много, но выбрать качественный и наглядный контент под силу далеко не всем; знакомые, имеющие медицинское образование, есть так же далеко не у всех, в связи с этим крайне актуальным встает вопрос о бесплатной образовательно-подготовительной программе на базе крупных клиник, где специалисты различных профилей ведут занятия с родственниками, оказавшимися в непривычной для себя роли [10]. Одной из важнейших задач данной программы, помимо получения навыков по уходу за больным, является психологическая и психоневрологическая помощь ухаживающим лицам [10]. За счет психологических тренингов, регулярных бесед, формирования объективного представления о заболевании, направленных на инициацию осознания родственником новой действительности, которая может привести к переоценки собственных амбиций и перспектив за счет поступательной их коррекции, не допустив лавинообразных пессимистических заключений ухаживающего о своем собственном будущем и будущем родного ему человека. Такое перенапряжение может быть вызвано как физическими перегрузками и недосыпанием, так и быть связанным с переживаниями по поводу судьбы близкого человека, с новыми заботами и нарушениями прежних жизненных планов, с изменением привычного образа жизни, отдалением прежних друзей, финансовыми трудностями. Родственники часто боятся возможного ухудшения состояния близкого им человека или же его смерти, что приводит к их чрезмерной опеке над ним [3]. Больному и его близким важно помочь осознать и принять свое положение, предоставив ему объективную информацию о заболевании, его последствиях и перспективах восстановления нарушенных функций, нивелировать тревожное восприятие болезни близкого человека, помочь в распределении времени на уход и объективно воспринимать тяжесть течения заболевания, уменьшить эмоциональные проявления. Наряду с приобретением навыков ухода, профилактики возможных осложнений и др., важным аспектом является обучение программам реабилитации, направленным на достижение максимально возможного уровня независимого существования [11]. Основная часть. 28 мая 2019 года на базе Федерального научно-клинического центра реаниматологии и реабилитологии (ФНКЦ РР) был реализован проект по созданию школы родственников тяжелобольного пациента, где каждую неделю специалисты разных профилей (неврологи, анестезиологи-реаниматологи, психологи, медицинские сестры и другие) проводили занятия с родственниками, где поднимались и обсуждались самые важные вопросы, касающиеся пациентов, перенесших тяжелые повреждения головного мозга. Цель данной работы - показать необходимость создания Школы родственников на базе ФНКЦ РР для поддержки родственников пациентов, а также показать значимость семейных отношений в процессе реабилитации пациентов с повреждениями головного мозга. Материалы и методы. С 28 мая 2019 года по 11 декабря 2019 года Школу родственников посетило 254 человека в возрасте от 20 до 30 лет: 28 чел.; от 30 до 40: 38 чел.; от 40 до 50: 66 чел., от 50 до 60: 61 чел., старше 60 лет: 61 чел. (таблица 1). Таблица 1*Распределение возраста среди опрошенных Возраст Количество, человек Доля % От 20 до 30 лет 28 11,02 От 30 до 40 лет 38 14,96 От 40 до 50 лет 66 25,98 От 50 до 60 лет 61 24,02 Старше 60 лет 61 24,02 ∑=254 ∑=100 *Составлено автором Родственникам предлагалось заполнить психологический опросник, составленный сотрудниками ФНКЦ РР, в который входили вопросы, направленные на самочувствие родственника, на его мысли и чувства (например, «У меня почти всегда плохое самочувствие с тех пор, как мой родственник попал в реанимацию», «Я постоянно думаю о возможных осложнениях, связанных с болезнью моего родственника» и т.д.). 52 человека согласились заполнить психологическую анкету, из них 42 человека полностью заполнили анкету, у 12 человек некоторые вопросы вызвали затруднения и остались без ответа. Согласно результатам данного опросника, наибольшую проблему для родственников представляет раздражительность и гнев, которые появились в связи с тяжелым состоянием родственника, а также отмечаются тревожные состояния и нарушения сна. 82% опрошенных выразили опасение, касаемо исхода их родственников и возможных осложнений. 100% опрошенных родственников считают, что их присутствие рядом с пациентом помогает реабилитации, но в то же время половина из них чувствует себя беспомощными в отношении оказания помощи больному родственнику, а 15% отметили, что находятся на пределе своих сил и нуждаются в психологической поддержке. По данным исследований [5,7], взаимоотношения пациента с его родственниками играет немаловажную роль в процессе реабилитации. В отделении нейрореабилитации и паллиативно-психиатрическом отделении ФНКЦ РР было проведено исследование, направленное на взаимосвязь психологических особенностей пациента (тип отношения к болезни, качество жизни) и отношения с родственниками. В исследовании приняло участие 47 пациентов с повреждениями головного мозга (ЧМТ, ОНМК), находящиеся в отделении нейрореабилитации и паллиативно-психиатрическом отделении ФНКЦ РР, среди которых 20 женщин и 27 мужчин в возрасте от 18 до 45 лет. Пациентам предлагалось заполнить следующие опросники: Шкала семейного окружения (ШСО) (для оценки социального климата в семьях), Качество жизни SF-36 и Тобол (тип отношения к болезни). Результаты исследования показали, что шкала конфликта по ШСО прямо связана с паранойяльным (r=0,36, p=0,04) и дисфорическим типами отношения к болезни (r=-0,58, p=0,0001). Что свидетельствует о том, что чем больше наблюдается конфликтная ситуация в семье, тем чаще у пациента формируются мысли о своей болезни, как о результате внешних причин или чьего-то злого умысла, а также будет доминировать гневливо-мрачное, озлобленное настроение, постоянный угрюмый и недовольный вид. Также конфликтные отношения в семье напрямую связаны с физическим функционированием пациента (r=0,36, p=0,04). Сплоченность положительно коррелирует с жизненной активностью по опроснику качества жизни (r=0,39, p=0,03), что доказывает положительное влияние заботы членов семьи друг о друге и положительном влиянии на пациента. Также было показано, что экспрессивные отношения между членами семьи негативно сказываются на интенсивность боли пациента (r=0,38, p=0,03). Что касается психического здоровья, то положительное влияние оказывает независимая позиция в семье, когда семьей поощряется стремление к самоутверждению и независимости, самостоятельность в обдумывании проблем и принятии решений и в целом, когда к больному родственнику относятся и воспринимают его как раньше (r=0,47, p=0,007). Выводы. Таким образом, результаты исследования показали, что для успешной реабилитации пациентов с повреждениями головного мозга необходима комфортная психологическая обстановка в семье, создание которой зависит от оказания грамотной психологической поддержки родственникам пациентов и обучения приемам ухода, а также от атмосферы уверенного благополучия в семье. Семейные взаимоотношения во многом определяют, как пациент будет относиться к своей болезни, каким будет его качество жизни и в целом продуктивность реабилитации.
Список литературы

1. Гусев, Е.В. Проблема инсульта в Российской Федерации: время активных совместных действий / Е.И. Гусев, В.И. Скворцова, А.В. Стаховская // Инсульт: приложение к Журналу неврологии и психиатрии. - 2007. - № 8. - С. 4.

2. Домбровский В.С., Омельяновский В.В. Клинико-экономический анализ эффективности программ нейрореабилитации пациентов, перенесших черепно-мозговую травму и острые нарушения мозгового кровообращения. // Медицинские технологии. Оценка и выбор. - 2015. - №4. с.62-70.

3. Ермакова Н.Г. Психологическая реабилитация больных с последствиями инсульта в условиях восстановительного лечения // Медицинская психология в России. - 2018. - T. 10, № 2. - C. 9. doi: 10.24411/2219-8245-2018-12090.

4. Ермакова Н.Г. Психотерапевтическая среда при реабилитации больных с последствиями инсульта - одна из форм терапии средой // Вестник ЮУрГу. Серия: Психология. - 2016. - Т. 9, № 2. - С. 45-59.

5. Лаврова, Д. И., Косичкин М. М., Андреева О. С. и др. Оценка содержания и уровня реабилитационного потенциала при различных заболеваниях // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2004.- № 93. - С. 10-14.

6. Мальцева М.Н., Шмонин А.А., Мельникова Е.В. Феномен «семейной инвалидности», или депрессия у родственников, ухаживающих за пациентом с инвалидностью. // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. 2016;23(3):40-43. https://doi.org/10.24884/1607-4181-2016-23-3-40-43

7. Порохина Ж.В. Психологический реабилитационный потенциал инвалида (На примере больных с ишемической болезнью сердца). // дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10. М., 2004. 183 c.

8. Сергеева Н.В., Шпрах В.В., Савков В.С. Анализ первичной инвалидности при цереброваскулярной патологии в Иркутской области за 2004-2008 гг. // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). -2010. - №6. с.165-168.

9. Смычёк В.Б., доц. Пономарева Е.Н. Черепно-мозговая травма: медицинская и социальная проблема. // Медицинские новости. - 2011.- №12. с.6-8.

10. Шарапиева А.М., Мысаев А.О., Абзалова Р.А., Инойе Кен. Самооценка уровня знаний и навыков родственников больных по уходу за тяжелобольными пациентами // Медицинский журнал Западного Казахстана 59(3), 2018, с. 65-70.

11. Barton J. Stroke and Rehabilitation: Psychological Perspectives // The Oxford Handbook of Rehabilitation Psychology / ed. by P. Kennedy. - N.Y.: Oxford University Press, 2012. - P. 235-248.

Войти или Создать
* Забыли пароль?