сотрудник
, Россия
Статья посвящена проблеме когнитивной оценки эмоционального реагирования у детей с задержкой психического развития. В исследовании приняли участие 80 школьников 3-4 классов, из них матерей 40 детей с задержкой психического развития и 40 детей с нормальным протеканием психического развития, средний возраст детей 9,1 год. Разработаны и внедрены методики, направленные на выявления характерных особенностей когнитивной оценки эмоционального реагирования в младшем школьном возрасте. Выявлены и проанализированы отличительные особенности способности младших школьников идентифицировать, дифференцировать, осознавать и вербализировать эмоциональные реакций в различных ситуациях. Определено отличие в понимании, осознании и способности детей соотносить эмоциональные реакций с прошлыми ситуациями из жизни (эмоциональная память).
эмоциональное реагирование, дети с ЗПР, когнитивная оценка, эмоциональная память, идентифицировать
1. Артемьева Т.П. Изучение и развитие эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития // Специальное образование. — 2016. — № 1 (41). — С. 5-15.
2. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: «Когито-Центр», 2009. – 47 с.
3. Булгаков А. В. Принцип культурного опосредования как основа сравнительного анализа результатов исследований межгрупповой адаптации в организациях // Вестник РГГУ: научно-практическое издание. Серия «Психология. Педагогика. Образование». — 2015. — № 10 (153). — С. 37-59.
4. Верхотурова Н. Ю. Комплексная оценка эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития // Вестник Череповецкого государственного университета. —2012. —№ 4 (43), Т. 2. — С. 142-146.
5. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. — 2017. — Т. 19, № 2. — С. 145-160.
6. Готтман Джон, Деклер Джоан. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей; пер. с англ. Г. Федотовой. — 4-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 269 с.
7. Дмитриева С.А, Верхотурова Н.Ю. Эмоциональное реагирование: феноменология, структурно-компонентный состав, проблемы и перспективы исследования. Сибирский педагогический журнал. — 2018. — №3. — С. 90-98.
8. Изард К.Э. Психология эмоций; пер с англ. А. М. Татлыбаевой. — СПб.: Питер, 2011. — 461 с
9. Изотова Е.И. Социокультурная вариация модели эмоционального развития в детском и подростковом возрастах // Психологические исследования. — 2017. — Т. 10, № 55. — URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n55/1483-izotova55.html
10. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
11. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства: учебное пособие. — 2-е изд. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2018. — 782 с.
12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие. — 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2020. — 420 с.
13. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции //Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. — М.: ЧеРо, 2005, — с. 57-65.
14. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. — М.: Эксмо, 2008. — 400 с.
15. Мордвинова Е.А., Зобнина Г.А. Методические аспекты формирования эмоциональной сферы личности младших школьников // Научный альманах. – 2015. – № 9(11). – С. 232-235
16. Blankson N., Weaver J., Leerkes Esther M., O’Brien M., Calkins S., Marcovitch S. Cognitive and Emotional Processes as Predictors of a Successful Transition into School // Early Education and Development. — 2017. — Vol. 28, Issue 1. — 1-20 r. https://doi.org/10.1080/10409289.2016.1183434
17. Halle T., Darling-Churchill K. Review of measures of social and emotional development // Journal of Applied Developmental Psychology. — 2016. — Vol.45. — 8-18 r. https://doi.org/10.1016/j.appdev.2016.02.003
18. Stülb K., Messerli-Bürgy N., Kakebeeke T. Assessment of emotional responses in preschoolers to an age-adapted stress task: Picture-based stress test and facial coding // Journal of Child and Adolescent Health. —2018. — Vol. 2(2). — 14-18 r. DOI: 10.35841/child-health.2.2.14-18.