НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СИСТЕМУ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ПРИМЕНИТЕЛЬНО К БИЗНЕС-СУБЪЕКТАМ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящее время бизнес-субъекты индустрии гостеприимства, находясь в условиях постпандемийного сжатия рынка, стремятся обеспечить своё выживание, трансформируя собственные бизнес-модели. Процесс любых стратегических преобразований должен сопровождаться измерением их эффективности. Традиционными показателями эффективности в индустрии гостеприимства являются финансовые аспекты, такие как чистая прибыль, рентабельность инвестиций, рентабельность активов. Однако фокус на финансы серьезно ограничивает возможности распознавания нематериальных факторов. Поэтому Роберт Каплан и Дэвид Нортон разработали инструмент стратегического управления, называемый системой сбалансированных показателей (BSC). BSC позволяет бизнес-субъектам визуализировать миссию, видение и стратегию во всеобъемлющий набор показателей эффективности и обеспечить основу для стратегического измерения и управления. Это становится возможным вследствие того, что BSC дополняет традиционные финансовые показатели другими тремя ключевыми бизнес-перспективами, которые целесообразно использовать для оценки эффективности: клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и рост. Однако, спустя три десятилетия после исследований Нортона и Каплана, их модель требует доработки с учетом современных реалий как экономики в целом, так и индустрии гостеприимства в частности. Предлагаемая в данной работе стратегическая карта сбалансированных показателей формируется в двух измерениях. В первом из них представлены четыре тематические области (дополненные классические перспективы BSC), составляющие основу карты: финансовая перспектива с точки зрения затратной составляющей; клиентская перспектива с точки зрения онлайн-репутации; перспектива бизнес-процессов с точки зрения внедрения инноваций; перспектива обучения и роста с точки зрения сотрудников. Во втором измерении каждая из этих перспектив конкретизируется через призму интересов четырех различных заинтересованных сторон: менеджеров, партнеров по бизнесу, гостей и академических экспертов в индустрии гостеприимства. В результате структура стратегической карты показателей эффективности в индустрии гостеприимства охватывает двумерную панораму: одну в тематическом измерении, другую – с точки зрения различных стейкхолдеров.

Ключевые слова:
сбалансированная система показателей, ключевые показатели эффективности, перспектива «финансы», перспектива «клиенты», перспектива «бизнес-процессы», перспектива «обучение и рост», индустрия гостеприимства, стратегическое управление
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Стат. сб. [Текст] / Росстат. - М., 2020. - 1218 с.

2. Baum, T., Hai, N.T.T. (2020). Hospitality, tourism, human rights and the impact of COVID-19. Int. J. Contemp. Hosp. Manage. 32, 2397–2407. https://doi.org/ 10.1108/IJCHM-03-2020-0242

3. Neely, A.D., Gregory, M.J. and Platts, K.W. (1995). Performance Measurement System Design: A Literature Review and Research Agenda. International Journal of Operations and Production Management, 15 (4), 80-116.

4. Harbour, J.L. (1997). The Basics of Performance Measurement. Quality Resources, New York, NY.

5. Armstrong, M. and Baron, A. (2004). Managing performance: performance management in action. London: Chartered Institute of Personnel and Development

6. Kaplan, R.S. and Norton, D.P. (1992). The Balanced Scorecard - Measures that Drive Performance. Harvard Business Review, 70(1), 71-79.

7. Pikkemaat, B., Peters, M. (2006). Towards the measurement of innovation - a pilot study in the small and medium sized tourism industry. J. Qual. Assur. Hosp. Tour. 6, 89–112. https://doi.org/10.1300/J162v06n03_06.

8. Gomes, J. and Romão, M. (2014). Advantages and limitations of Performance Measurement Tools: The Balanced Scorecard, Conference: IADIS Information Systems, [Electronic source]: Urrl://www.researchgate.net/publication/260479716_ADVANTAGES_AND (Date of access 18.04.2021).

9. Khairat, G. M. (2015) The Balanced Scorecard Approach as a Tool for Performance Evaluation in the Hospitality. Industry Journal of Association of Arab Universities for Tourism and Hospitality, 2(12), 135- 158.

10. Moulin, M. (2004). Eight essentials of performance measurement, International Journal of Health Care Quality Assurance, 17 (3), 110-112.

11. Neely, A., Adams, C., and Kennerley, K. (2002). The performance prism: the scorecard for measuring and managing business success. London: Financial Times Prentice Hall.

12. Israeli, A.A., Reichel, A. (2003). Hospitality crisis management practices: the Israeli case. Int. J. Hosp. Manag. 22, 353–372. https://doi.org/10.1016/S0278-4319(03)00070- 7.

13. Clauss, T., Abebe, M., Tangpong, C., Hock, M. (2019). Strategic agility, business model innovation, and firm performance: an empirical investigation. Ieee Trans. Eng. Manag. 1–18. https://doi.org/10.1109/TEM.2019.2910381.

14. Sigala, M., (2020). Tourism and COVID-19: impacts and implications for advancing and resetting industry and research. J. Bus. Res. https://doi.org/10.1016/j. jbusres.2020.06.015.

15. Kallmuenzer, A., Kraus, S., Peters, M., Steiner, J., Cheng, C.-F., (2019). Entrepreneurship in tourism firms: a mixed-methods analysis of performance driver configurations. Tour. Manag. 74, 319–330. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2019.04.002.

16. Чаплина, А.Н. Стратегическое развитие торговой сети на основе системы сбалансированных показателей [Текст] / А.Н. Чаплина, Е.А. Герасимова, И.А. Максименко // Проблемы современной экономики. – 2016.– №4 (60). – С. 204-208.

17. Ivankovič, G.; Janković,S. and. Peršić. M (2010) Framework for Performance Measurement in hospitality industry – Case study Slovenia . Ekonomska istraživanja, Economic research journal, 23(3), 12-23.

18. Thomas, R., Wood, E.(2014). Innovation in tourism: Re-conceptualising and measuring the absorptive capacity of the hotel sector. Tour. Manag. 45, 39–48. https://doi.org/ 10.1016/j.tourman.2014.03.012.

19. Wadongo, B., Edwin, O. and Oscar, K. (2010) Managerial roles and choice of performance measures in the Kenyan five-star hotels using a cross-sectional correlational design. Managing Leisure, 15 (1), 17– 31.

20. Saebi, T., Lien, L., Foss, N.J., (2017). What drives business model adaptation? The impact of opportunities, threats and strategic orientation. Long Range Plann. 50, 567–581. https://doi.org/10.1016/j.lrp.2016.06.006

21. Atkinson, A, Waterhouse, J. and Wells, R .(1997) A Stakeholder Approach to Strategic Performance Measurement . Sloan Management Review, 38, 52-58.

22. Balanced Scorecard Collaborative (2010) Learning Centre Section, FAQs and Glossary, [Electronic source]: Urrl:// https://www.bscol.com/bsc_online/learning/faqs/index.cfm?id=D84E0D4C-BDC5-11D4-A8C400508BDC96C1. (Date of access 22.04.2021)

23. Franceschelli, M.V., Santoro, G., Candelo, E., (2018). Business model innovation for sustainability: a food start-up case study. Br. Food J. 120, 2483–2494. https://doi. org/10.1108/BFJ-01-2018-0049

24. WKO (2020). Tourismus in Zahlen: ¨Osterreichische Und Internationale Tourismus- Und Wirtschaftsdaten. [Electronic source]: https://www.wko.at/branchen/tourismus-freizeit wirtschaft/tourismus-freizeitwirtschaft-in-zahlen-2020.pdf. (Date of access 18.04.2021).

25. Пахомчикова, Е.О. Индустрия гостеприимства: эволюционный подход: дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 [Текст] /Елена Олеговна Пахомчикова. – Иркутск, 2015 – 192 с.

26. Breier, M., B., Kallmuenzer A., Clauss T., Gast J. Kraus S., Tiberius V. (2021) The role of business model innovation in the hospitality industry during the COVID-19 crisis International Journal of Hospitality Management, 102723 https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2020.102723

27. Kallmuenzer, A., Peters, M. (2018). Innovativeness and control mechanisms in tourism and hospitality family firms: a comparative study. Int. J. Hosp. Manag. 70, 66–74. https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2017.10.022.

28. Cheah, S., Ho, Y.-P., Li, S. (2018). Business model innovation for sustainable performance in retail and hospitality industries. Sustainability 10, 3952. https://doi.org/ 10.3390/su10113952.

29. The KPI Institute (2014) Balanced Scorecard Review, [Electronic source]: www.http//.balancedscorecardreview.com/ (Date of access 22.04.2021)

30. Bolton, R., Hannon, M. (2016). Governing sustainability transitions through business model innovation: towards a systems understanding. Res. Policy 45, 1731–1742. https://doi.org/10.1016/j.respol.2016.05.003

Войти или Создать
* Забыли пароль?